Найти тему
Живопись

Эссе о любителях цветных пятен

Оглавление
Эти художники противились догмам академичной живописи. Вдохновлялись реализмом полотен Давида и Коро. Видели своим главным идеалом и единственным наставником объективную действительность. Обожали работать на пленэре и предпочитали обращаться к зрителю при помощи цвета. Полагали роль эмоционального наполнения картин превалирующей над сюжетным и символическим содержанием. И в конце концов совершили подлинную революцию в истории национального изобразительного искусства. Хоть поначалу их творчество и не было понято и принято широкой аудиторией и высоким экспертным сообществом...

Новые подписчики и гости канала наверняка полагают, что речь идёт об основоположниках импрессионизма. Готовы спорить: большинство наших уважаемых читателей ожидает, что далее по тексту их ждут рассказы о картинах Моне, Ренуара, Писсарро. И только самые давние и верные друзья канала, знающие нашу любовь авторов к сюрпризам, заподозрят неладное. И правильно сделают!😊

Ибо на перечисленных в первом абзаце фактах сходство французского импрессионизма с героем нашей сегодняшней статьи заканчивается. И начинаются кардинальные отличия.

Разрешите представить Вам сеньора Маккьяйоли.

Уроженца солнечной Флоренции, чей облик ещё хранит фамильные черты благородного кватроченто, но уже успел обогатиться основательностью барбизонской школы. Этот основательно забытый стиль живописи появился на сцене европейского изобразительного искусства заметно раньше парижского импрессионизма. Первая выставка работ флорентийских бунтарей состоялась в 1850 году. Опередив парижский дебют Моне сотоварищи почти на четверть века!

Кристиано Банти, портрет Алаиде Банти, сидящей в саду, 1870
Кристиано Банти, портрет Алаиде Банти, сидящей в саду, 1870

«Любители цветных пятен»

Как и следовало ожидать, итальянская пресса отреагировала на картины маккьяйоли более чем прохладно. «Наградив» авторов полотен пренебрежительным прозванием: «любители цветных пятен». Так появилось на свет самоназвание коллектива единомышленников, собиравшихся в кафе «Микеланджело» и мечтавших о новом искусстве, свободном от ограничений академизма. Вскоре слово «macchia», то есть «пятно», выросло в синтагму «macchiaioli», которая в наши дни употребляется лишь узкими специалистами. В основном — для обозначения манеры письма при помощи ярких цветовых пятен.

Впрочем, мы немного отвлеклись. Итак: явным отличием творчества маккьяйоли от работ первых импрессионистов было регулярное обращение к тематике простого крестьянского быта. Бурный научно- технический прогресс и последовавшие за ним стремительные социокультурные перемены — прерогатива французских мастеров мимолётных впечатлений. Итальянских же новаторов влекла весьма консервативная сюжетная основа, как бы парадоксально это не звучало. Объединяло стремление формировать собственную, свободную от иностранного влияния, школу живописи. Тема скорого объединения Италии в единое государство после многих веков искусственного разобщения. Для одних завсегдатаев кафе «Микеланджело» такие источники вдохновения были осознанным выбором, для других — очень близкой к осознанности рефлексией.

Одоардо Боррани, «Женщины, шьющие красные рубахи», 1863, холст, масло, частная коллекция
Одоардо Боррани, «Женщины, шьющие красные рубахи», 1863, холст, масло, частная коллекция

Чувственные прекрасные дамы

Пожалуйста, обратите Ваше внимание на женские образы, регулярно появляющиеся на полотнах героев нашей сегодняшней статьи. Там, где французские импрессионисты видели и запечатляли то изящество и непосредственность, то эпатажную чувственность прекрасных дам, флорентийцы выдвигали на первый план сильные характеры и активную жизненную позицию. К примеру: «Женщины, шьющие красные рубахи» кисти Одоардо Боррани — история о рискованной помощи простого народа восстанию Джузеппе Гарибальди. И пусть стиль живописи маккьяйоли подразумевал примат эмоционального начала над сюжетным; сам дух бурной эпохи подталкивал художников в эпицентры больших и волнующих души событий.

Феномен маккьяйоли просуществовал совсем недолго

Конечно, бывало иначе. Существует немало умиротворённых, созерцательных произведений, созданных флорентийскими «мастерами цветных пятен». Изобразительное искусство — суть живая, развивающаяся система. И любому его течению присущи как свои бурные водовороты, так и тихие омуты. Принципиально важно лишь само направление, в котором движется то или иное течение. Феномен маккьяйоли просуществовал совсем недолго. Подавляющее число его адептов с восторгом восприняло пришествие импрессионизма. И с головой окунулось в волшебный мир переносных тюбиков, выверенных композиций и комплементарных тонов, забыв о предварительных набросках и политических подоплёках картин. Sic transit gloria mundi, как сказали бы их далёкие предки. Впрочем, своих целей художники всё-таки добились. Освобождение от влияния академизма состоялось параллельно с освобождением от влияния испанской короны.

И затеряться бы утратившему актуальность феномену маккьяйоли в пучинах времени, сгинуть навсегда в тени всемогущего импрессионизма, если бы не усилия литератора и искусствоведа Анны Франки. В самом начале прошлого века она опубликовала интереснейшую монографию об искусстве Тосканы... А впрочем, это уже совсем другая история.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться