Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.
Свой диалог со зрителем он предпочитал выстраивать на фундаменте твёрдых культурных паттернов, понятных любому современнику, вне зависимости от его происхождения, образования и статуса. Максимально сокращать для него путь от созерцания до понимания. Не просто «пересказывать» аудитории некий факт или событие, а как можно скорее переходить к сути происходящего. К контексту, настроению и значению того, что решил изобразить на полотне.
Работа, известная как «Двенадцать пословиц» Питера Брейгеля — ярчайшая иллюстрация стремления мастера к метафоричности в изобразительном искусстве. Здесь совсем ещё юный художник выступает в роли самого настоящего «взломщика культурного кода» своей эпохи. Иллюстрируя устойчивые идиомы и выражения с изрядной долей юмора, Брейгель тем не менее сопровождает каждое изображение полезным советом или комментарием, осуждающим неблаговидный поступок. Сегодня, в контексте общества постмодерна, эти краткие текстовые пояснения воспринимаются скорее как ещё один юмористический элемент произведения. Как попытка спрятать смешной посыл за менторским тоном. Однако, следует понимать: аудитория середины XVI века, коей были адресованы эти нравоучения, воспринимала их «в лоб». Первые ростки классического реализма только-только пробились сквозь толстую броню теистического диктата. А значит, по умолчанию работал принцип: «сказанному — верить».
Итак.
Первая панель предостерегает зрителей от азартных игр, способных разорить и оставить человека.
Вторая — служит осуждением для того, кто слишком легко меняет свои убеждения. Очевидно, аналогом русского выражения: «быть как флюгер»здесь выступает голландское: «вешать плащ на ветер».
Третья миниатюра осуждает двуличных и лицемерных людей, у которых «в одной руке огонь, а в другой — вода».
Четвёртая работа предостерегает от ложного выбора. Точнее — от самого попадания в такую ситуацию. Аналог: — нечто вроде нашего: «пытаться усидеть на двух стульях». Вот только персонаж Брейгеля изображён уже успешно провалившим эту миссию.
Миниатюра номер пять — чистейшее отечественное: «поздно пить Боржоми...». В голландской вариации на эту тему фигурирует колодец, который заполняют после того, как в нём утоп телёнок. Пожалуйста, не спрашивайте.
Шестое изображение — прямая иллюстрация библейской притчи о свиньях и бесполезности разбрасывания перед ними бисера.
Работа под условным номером семь. Бубенчик, который собираются повесить на шею коту — метафора обязательного громкого шума, который обязательно поднимется вслед за этим. Так сказать: «растрезвонит на всю округу». Картина рассказывает о некоем бестолковом деянии, о котором — в силу его глупости — тут же узнают все вокруг.
Восьмая работа. Наших с Вами современников зависть, как известно, «душит». А вот голландцев она в старину слепила, как отражающиеся на воде солнечные блики.
Изображение девятое. Тут всё просто и без затей. Бесполезное действие что у нас, что в Нидерландах известно как «попытка пробить головой стену».
На десятой миниатюре изображён рыбак, пытающийся ловить рыбу сачком, стоя позади сетей. На ум сразу же приходит древняя шутка:
« — мужчина, что Вы делаете?
— ключи ищу.
— где вы их потеряли?
— под скамейкой.
— а почему ищете под фонарём?
— а здесь светлее».
Вот, знакомьтесь, дорогой читатель: Брейгель изобразил его европейского соратника, занятого столь же бессмысленным делом.
Смысл предпоследней работы из данного ряда миниатюр требует специального пояснения. Носить плащ синего цвета для жителей Голландии XVI века иносказательно означало попытку выдавать себя за кого-то другого. Непереводимая игра слов на местном наречии, так сказать.
Заключительное панно. Хм. Как бы это помягче... Мужчина, справляющий малую нужду на Луну — суть образ человека, пытающегося сделать невозможное. Настолько невозможное, что ему бы впору от досады на эту самую Луну выть. Но у каждого народа — свои особенности образного мышления, и не нам их осуждать).
Эти «Двенадцать пословиц» — как 12 «подвигов» художника, который в отличие от мифического Геракла сражался не с мифологическими монстрами, а вполне себе реальными пороками общества.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться