Начало истории здесь:
Вот очередной планер цепляют к хвосту. Кто там у нас за инструктора? Саня? Это хорошо, это товарищ проверенный. И, судя по тому, что он запросил 800 метров высоты, это покатушка на пилотаж... Выпускающий показывает - все ОК, планер прицеплен, замок проверен. Проверяю зажигание - падение оборотов при выключении каждого контура почти 60 оборотов в минуту. Это близко к пределу, но пока не предел - лететь можно.
- Старт, 232-й на планерном предварительном. Разрешите занять полосу.
- 232-й, полосу не занимать! Ожидайте на предварительном, занятие полосы по команде.
- 232-й, принял, ожидаю!
Не разрешили нам пока взлет. Оборачиваюсь и смотрю в окошечко назад - на глиссаде Як, а позади него Ан-2. Ладно, подождем. Молотим пока на холостом ходу, загаживаем свечи... Вот Як проскочил мимо нас, выполняя конвейер, вот Ан-2 сел и неспешно прорулил мимо, а вот вторая Вильга заняла очередь на прицепку планера... Теперь пора?
- 232-й, занимайте исполнительный!
- Занимаю!
Мне тут буквально 30 метров прорулить.
- 232-й, на исполнительном, взлет аэропоездом, набор 800 метров!
- 232-й, разрешил взлет!
- Взлетаю, 232-й!
Отпускаю тормоза и плавно добавляю режим двигателю. Натягивается фал и мы начинаем катиться. Все быстрее, быстрее... Выпускающий, поддерживающий планер за крыло, бежит рядом с ним. Но вот мы набрали такую скорость, что бежать уже невозможно и он бросает крыло. Но это уже не страшно, теперь хватает элеронов, чтобы удерживать аппарат от кренов. Планер отрывается от полосы раньше самолета - я это чувствую - но опытный Саня чуть прижимает его к земле, чтобы буксировочный фал не тянул вверх мой хвост. А вот... уже и самолет оторвался. Тут мы чуть отходим от РЛЭ и, вместо набора 50 метров без уборки закрылков, я делаю наоборот - сначала чуть разгоняю самолет и убираю закрылки, а только потом начинаю набирать высоту. Вот так, скорость 115 км/ч. Так мы и будем набирать наши 800 метров. Конечно двигатель у нас еще тот... 1 метр в секунду скороподъемности, при том, что у 232-й самый лучший планер... И мы пока на взлетном режиме! Какой уж тут номинал, нам надо набрать хотя бы 70-80 метров к первому развороту... Мдя... Что? Мне показалось или двигатель чихнул? Блин... Не показалось, вот он чихнул еще раз... И еще... Так-с. Развернуться на полосу нам высоты точно не хватит... И ладно... Придумаем что-нибудь. Главное, что дорогу, отделяющую аэродром от соседнего поля мы уже перескочили, а до леса пока далеко.
- Чих-чих... - продолжаются перебои...
Попробовать прямо сейчас прибрать режим до номинала? Вряд ли поможет и как бы он при этом вообще... Но если ничего не делать - он встанет точно. А так... Минимальный, но шанс есть. Осторожно тяну на себя рычаг управления шагом винта, чтобы обороты двигателя упали с нынешних 2350 об/мин до 2050...
- Фрррр-чих-фррр-ррр-чих-ррр-чих-чих-чииих... Дорогие пилоты... Я устал... Я ухожу... Дальше сами...
- 232-й! Отказ двигателя! С...ка! (интересно, успел кнопку передачи отпустить перед последним словом?)
- 027! Отцепка! - Саня среагировал моментально. Нууу, он-то теперь в своей стихии безмоторного полета. А я... Спокоен, кстати. Как ни странно. Выключаю, не глядя, зажигание и перекрываю топливный кран. Подо мной поле нескошенной травы. Мне по пояс травушка, если не выше. Сесть можно, но есть шанс циркульнуть или капотнуть, напоровшись на невидимую ямку или еще какую бяку. В обычных условиях можно было бы добавить режима и обдуть собственный хвост, Вильга вытянет, но сейчас - извините, нечем. Слева асфальтовая дорога. У меня метров 50 высоты... В принципе - дотяну. На соплях, но дотяну. И, скорее всего, касание будет с не до конца убранным правым креном. А справа... Справа мне хуже видно, на самом деле. Но трава там... вроде она не такая зеленая как подо мной. Так, чуть правоого крена и совсем чуть-чуть правой же педали... Точно, вдоль рощицы уже выкошено! Трактор с косилкой где? А? А вон, далеко впереди, не догоню я его при всем желании. У Вильги и так аэродинамическое качество, как у кирпича, поэтому нельзя терять даже малую его долю на некоординированном развороте. Взгляд на приборы - шарик в центре... Ну нет, я точно попадаю куда нужно!
- 232-й, я на кладбище! - докладываю в эфир, чтобы знали где меня искать. Звучит зловеще... А на самом деле все просто - вот в той рощице, возле которой я собираюсь приземлиться, как раз местное деревенское кладбище. И чтобы туда попасть, с аэродрома нужно выезжать не через обычную дорогу, а в другую сторону, по грунтовке . Иначе придется километров 10 накрутить...
Все, все, точно попал. Отдаю от себя ручку, чтобы подразогнаться. А сам левой рукой хватаю ручаг выпуска закрылков. Вырааавнивание... Выдееерживание... И, как только самолет с высоты полуметра на которой я его подвесил пытается сыпаться вниз, начинаю плавно выпускать закрылки. Еще, еще, без фиксации в положении 21 градус тяну их дальше, быстрее... Бум... Сел. Мягко сел, прошу заметить. Теперь тормозами не увлекаемся, аккуратненько, вооот, сейчас еще подразвернемся, чтоб солнце в глаза не било... Остановка. Примерно там где и планировал.
- 232-й, сел на вынужденную, борт - порядок. Выезжайте через торец полосы, тут выкошено, можно на легковой!
Вот так. А ведь секунд 15-20, от отказа до посадки все это заняло... Не больше. Читать дольше. А в небе... Все быстро делается. Выдыхаю.
- 027, сел рядом с 232-м! Условия для взлета хорошие, жду буксир!
Это что за новости? Саня тут что забыл? И главное - как? С его-то качеством... Наверняка с разворота обратным курсом.
- 232-й, 027-й, я полсотни-девять, наблюдаю вас!
А это уже Михалыч на 18Т. Вжууух - просвистел над нами....
Выключаю аккумулятор, выползаю из самолета... А Саня не дурак! Эта выкошенная вдоль рощи полоса, длиной, наверное, в километр и шириной метров 60... Она даже больше похожа на ВПП, чем наша полоса. Да... Нам бы тоже покосить пора...
Выпрыгиваю из самолета. Саня со своим пассажиром уже идут ко мне. А вроде... Точно, это курсант. Шурик его зовут. Ну, хорошо, что курсант, а не покатаец.
- Ты как? - спрашивает Саня.
- Нормально! А вы?
- А мы на планере! Нам вообще пофигу, да, Шурик?
- Точно! - подтверждает тот. - Фиолетово просто.
Смеемся... А меня начинает накрывать нервяк. Ведь все могло кончиться и не так... Слишком мала была высота при отказе. Слишком. Не повыбираешь место для посадки. Шанс сесть в высоченной траве перед собой без циркуля и капота был... Процентов 20, вряд ли больше. На асфальтовую дорогу слева? С креном? А дорога выше поля примерно на метр. И канавы. Не удержал бы я направление и... Самолет на свалку, я в больницу. Блин... Прокручиваю все в голове еще раз... А ведь я не видел, что здесь выкошено. Точно, не видел... Капот мне мешал это увидеть. То есть я сначала довернул сюда, а потом увидел. Вот так. А нафига довернул? Не знаю точно... Скорее всего с предыдущих взлетов сегодня у меня отложилось в голове - сюда можно сесть, если что. И при реальном отказе мозг не вспомнил об этом, а руки - вспомнили.
- Пить будешь? - у запасливого Сани в планере была бутылка с квасом.
- Ддда... - в горле пересохло. Ладно... Что уж теперь. Сел же. А вон и наша Шишига катит к нам напрямик через поле... А я - всё, силы кончились. Лежу на спине на свежескошенной траве и смотрю в небо - красивое, синее. С редкими облачками. Их так и зовут - "облака хорошей погоды"... И знаете что? Летать я сегодня точно больше не буду, у меня эта самая... Психологическая травма. А это значит, что мне таки удастся прыгнуть...
А еще у меня есть телеграмм-канал. В котором можно задавать вопросы, в котором больше контента, а посты выходят раньше чем на Дзене: