Что может быть лучше летнего утра в маленьком аэроклубе? Просыпаешься рано, примерно в 6 утра, от того, что утреннее солнце, обогнув закрывающий твое окно вяз, светит прямо в лицо. Жалко просыпаться так рано? Ерунда! Достаточно выйти на улицу, ткнув по пути в кнопку электрочайника. Здесь еще ощущается утренняя прохлада, здесь еще не полностью высохла роса на траве, хотя, если зажмуриться и подставить лицо солнцу, то понимаешь, что оно уже начало припекать. А можно открыть глаза и смотреть в небо - красивое, синее. С редкими облачками. Их так и зовут - "облака хорошей погоды"... Хорошооооо!
Пока что на аэродроме тихо - не рычат басовито моторами самолеты, не завывает на запуске Ми-2, не стреляет глушителями старый ЗиЛ-топливозаправщик. Чайник закипел... Надо быстренько налить себе кофе и прямо с кружкой в руке пойти прогуляться... И начнем мы прогулку, естественно, со стоянки. С самого края, возле лесочка, стоит моя 232-я Вильга.
- Привет, бедняга... Что, замучили мы тебя?
Молчит обиженно... Надо бы взять тряпку, бензин и как следует вымыть ей брюхо, заляпанное маслом и сажей от выхлопа. У нас сейчас стоит "чужой" двигатель, вот в чем дело. И двигатель этот... не в самой лучшей форме - ремонт по нему плачет уже давно. Нет, формально ресурс у него еще есть, но вот его состояние... Наш родной двигатель перед отправкой в ремонт работал намного лучше! А этот... Этот жрет масло практически наравне с бензином. Вчера за летный день его доливали раза три, не меньше. При этом, разумеется, он и дымит и тянет не очень. Я столько спорил вчера с Михалычем, начальником нашего маленького аэроклуба, доказывая ему что всё, аллес капут, хватит. Бесполезно. Родной двигатель вон, вернулся из планового капремонта, лежит в ящике в ангаре. Надо снимать это безобразие и ставить его. Но... Все как всегда. У нас на эти выходные осталось в рабочем состоянии две Вильги, а вот планов - на все четыре. Так и мучились мы вчера весь день с моей красавицей.
- Ладно, потерпи один денек еще. - глажу самолет по капоту. - Сегодня отлетаем и хватит. ЗавтраВасилий (наш старший техник) точно приступит к замене двигателя! Обещаю!
Иду дальше... Вот стоят пузатые ленивые Ан-2. Да-да... Они у нас тут самые главные и толстые... "Кто понял жизнь, тот не спешит" - про этих стариков. А за ними поджарые Як-52. Они - другая крайность. Им только дай пошалить! Уж на что я спокойный пилот, когда летаю на буксировку планеров на своей Вильге, но, как только сажусь в кабину Як-52... Сразу начинает зудеть в одном месте - давай, давай, давай щщща мы каааак! Боюсь, однако, что сегодня мне это не светит... Дальше стоят Як-18Т и всякая более мелкая техника. Вся эта мелочь не клубная, она у нас просто базируется. Но я почти на всех этих пепелацах уже полетал!
- Вот какой молодец! - самодовольно хвалю я себя - Непрестанно повышаю навыки!
А из-за маленького ангара, где у нас парашютка, раздаются смех и голоса. Иду туда. Точно! Отважный Славик выгнал своих парашютистов с утра пораньше (пока не жарко и безветренно) на массовую переукладку круглых запасок. Они расстелили брезентовые укладочные столы за ангаром и... Сказать, что они "работают в поте лица", наверное, нельзя. Уж слишком тут весело. Но укладка идет и, судя по довольной Славиковой физиономии, вполне успешно. Эх, давно не брал я в руки шашек!
- Славик! Дай и мне запасочку поукладывать, а?
- Ниии! Нииинада! Ты же ПЛПшки (ПЛП-60 - Парашют Летчика-Планериста) укладываешь? Да? Лучше давай, сейчас ребята стол освободят, и уложим с тобой по штучке. Вон, планеристы вчера принесли парочку.
Пока ждем освобождения укладочного стола отходим метров на 30 - покурить (рядом с парашютами этого делать не стоит). Стоим и с умными лицами обсуждаем планы на день. Как будто от нас что-то зависит... Мне, честно говоря, сегодня хочется прыгнуть. Мой "Сейбр" (спортивный парашют типа "крыло") лежит без дела, даже обидно за него. Но... с утра спортивного взлета не планируется. А после - никто меня из Вильги не выпустит. Прикуют за ногу к педали и всё, сиди тут и кайфуй... Если сможешь.
- Слаава! Стол свобооооден! - нас позвали на укладку.
Распускаем две ПЛПшки и начинаем их переукладывать, каждый свою. Налистать купол, уложить его в чехол, уложить стропы в соты - совсем несложно. А вот упаковать это хозяйство в крайне маленький ранец - задачка еще та. Мы сейчас как те мыши - "плачем, но продолжаем жрать кактус", то есть со слезами на глазах утягиваем ранец... Тем временем, аэродром просыпается. Планеристы расчехлили свои тонкокрылые аппараты и буксируют их за "Нивой" к полосе, к планерному старту. Вот от них отделилась одна фигурка и направилась к нам. Это Леха, их главный.
- Привет! Ну как, переуложили?
- Иннаааах, Лешенька! - невежливо отвечает Славик. - Ой, почтииии, мляяя! Нуууу! Нуууу!
Это мы зачековываем вторую ПЛПху. Я уже говорил, что дело это непростое, особенно с учетом того, что мы оба достаточно стройные.
- Всьоооомля! - я попал шпилькой в средний конус. Славик облегченно выдыхает и трясет руками... Верхний и нижний конусы попроще. Быстро заканчиваем укладку и Леха, забрав оба парашюта, уходит.
Я иду за ним. Мне нужно выяснить, какие у них планы. А планы, оказывается, еще похлеще чем вчера - будут и покатушки и полеты с курсантами и самостоятельные полеты курсантов. Причем - много полетов. Эх... Подходит Михалыч. Он мне и нужен.
- Михалыч! Ты как хочешь, но я сегодня буду таскать только Леху и Саню. И Павлика. Всё! Никаких самостоятельных курсантов. Нафиг. Не на этом движке.
- А кто? Борисыч (Борисыч это у нас зам по лётной части) будет таскать? Этот пилотажник? Ну-ну. Мне на него планеристы жаловались уже. Борисыч мне друг, но буксировщик из него...Не выдумывай.
- Михалыч... А ведь он прав... - Леша решил меня поддержать. - Мы задолбались вчера фонари от масла отмывать. Лучше и правда... Ну мало ли что...
- Аааа... - махнул Михалыч рукой. - Разбирайтесь сами...
А что тут разбираться? Планеристы тоже понимают, что этот двигатель - не жилец. И, хорошо бы, чтобы в тот момент когда он таки издохнет (а в том, что он издохнет мало сомнений), в буксируемом планере сидел не курсант, а опытный инструктор.
Впрочем... У нас был шанс! Двигатель не завелся с первой попытки! И со второй. И с третьей... Я израсходовал весь запас воздуха на борту и все без толку. Он чихал, дергался, казалось, что вот-вот-вот и он... Но нет - так и не запустился. Поэтому сейчас Василий выкрутил все свечи и чистит их. Метода надежная, могу поспорить, что теперь он схватит с полоборота. А можно ли отказаться от полетов на основании этого незапуска? Нет. Это Аи-14РА, с ним такое бывает, даже если он абсолютно исправен. Чуть подзагадило свечи и все, начинай танцы с бубном. Была надежда на то, что при проверке контуров зажигания падение оборотов будет больше нормы, но теперь, после того как Василий вычистит свечи, и она растаяла...
Как и ожидалось, после того как Василий перечистил и прожег газовой горелкой все свечи двигатель ожил. Завелся как зверь, с первой же вспышки. И на прогреве вел себя вполне прилично. Падение оборотов при проверке зажигания было минимальным. Поэтому... Василий отсоединил внешний воздушный баллон и я рванул на буксирвку.
Тут все как обычно... Цепляют планер, протягиваю его чуть вперед, проверяю зажигание... Взлет, набор, отцепка, посадка. И все по новой... Но один нюанс все-таки был. Поскольку этот двигатель жрал масло просто неумолимо, то приходилось после каждых 4-5 подъемов останавливаться для его контроля. С моей точки зрения - оно неплохо - чем больше перерывов, тем мне лучше. Вот только после каждого такого перерыва запускать двигатель было все сложнее. Несмотря на то, что был он еще горячим...
...Продолжение следует...
А пока продолжение готовится - можно зайти ко мне в телеграмм:
Там веселее!