Найти тему
Курган и курганцы

Мир огромив мощью голоса

19 июля исполнилось 130 лет со дня рождения великого поэта-футуриста Владимира Маяковского.

Поэт, а также художник, режиссер и актер Владимир Маяковский известен прежде всего как новатор-футурист, предложивший сбросить с корабля современности старую классику, в том числе и Солнце русской поэзии Александра Пушкина. Но в отличие от большинства своих современников-революционеров Маяковский создавал, а не разрушал.

Он создал большое количество неологизмов и гармонично вписал их в стихи, которые обрели новую форму. Появился особый интонационно-тонический стих Маяковского. Система стихосложения, основанная на интонации и ритме, необычайно экспрессивная, с использованием пауз и ораторских обращений к читателю, а также стихотворения-лесенки.

Поздний Маяковский запомнился россиянам, выросшим в эпоху Советского Союза, стихами о советском паспорте и поэмой о Владимире Ленине. Но поэт революции писал не только политически ангажированные произведения. Он был лириком с невероятно тонко чувствующей душой, переживающей все настолько больно и сильно, что эти переживания в конце концов лишили его жизни.

Огромного роста, внушительного телосложения, со своими угловато-резкими, металлически жесткими метафорами, в которых прятался пожар сердца, Владимир Маяковский был как каменная глыба, скрывавшая внутри вулканическое пламя: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться». «Остроугольный друг» — так называла поэта Мария Денисова, одна из любимых женщин Маяковского, ставшая героиней его лирической поэмы «Облако в штанах», написанной в 1915 году.

   Пастернак (второй слева) с друзьями, среди которых Лиля Брик, Эйзенштейн (третий слева) и Маяковский (в центре). Слева японский писатель Томидзи Тамидзи Найто (1885-1965). Из коллекции Музея изящных искусств, Хьюстон, 1924. Википедия kikonlineru
Пастернак (второй слева) с друзьями, среди которых Лиля Брик, Эйзенштейн (третий слева) и Маяковский (в центре). Слева японский писатель Томидзи Тамидзи Найто (1885-1965). Из коллекции Музея изящных искусств, Хьюстон, 1924. Википедия kikonlineru

Владимир Маяковский родился в 1893 году в грузинском селе Багдади в семье лесничего. Позже семья переехала в Кутаиси, где будущий поэт поступил в гимназию и учился рисовать: он мечтал стать художником и больше думал о живописи, чем о стихах. Даже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не окончил его из-за участия в революционных собраниях и выступлениях.

В революционном движении Маяковский участвовал с подростковых лет — ходил на митинги во время первой российской революции 1905–1907 годов, когда она докатилась до Грузии. В тот же период, в 1906-м, умер его отец. Владимиру было всего тринадцать. Оставшись без денег и поддержки, он, его мать и сестры распродали мебель и уехали в Москву. В московской гимназии Маяковский написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале.

Страсть ко всему новому, бунтарскому повела его дальше: он вступил в запрещенную тогда партию большевиков, работал в подпольной типографии. В 1909–1910 годах его несколько раз арестовывали. Дважды отдавали на поруки матери, а на третий отправили в заключение. Семнадцатилетний Маяковский одиннадцать месяцев провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Там он много читал и писал стихи, правда, тетрадь с его произведениями отобрали охранники.

-3

Маяковский мечтал создать новое искусство и новую эстетику, радикально отличающуюся от классической. Обучаясь живописи в Московском училище, он познакомился с поэтами-авангардистами Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Их объединила мечта о революции в искусстве. И вскоре авангардные авторы создали знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», направленный против «эстетики старья». Футуристы считали, что искусство должно быть для народа, а не для элит. Они много выступали, читали стихи и лекции о новой поэзии, проехали с гастролями по городам страны. За эти публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища.

Но живопись из жизни поэта не ушла. В годы Первой мировой войны (1914–1918 годы) Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок» вместе с такими художниками и поэтами, как Казимир Малевич, Илья Машков, Давид Бурлюк. Они создавали патриотические открытки для фронта в духе народной лубочной традиции — простые и яркие картинки с короткими стихами, высмеивающими врага. Маяковский не только писал для них, но и много рисовал.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, он стал работать в объединении «Окна РОСТА» — вместе с другими художниками и поэтами выпускал агитационные плакаты на самые острые темы. За короткий срок они создали более пятидесяти плакатов, около сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Так появилась первая советская социальная реклама.

Один из плакатов гласил: «Грязные руки грозят бедой. Чтоб хворь тебя не сломила — будь культурней: перед едой мой руки с мылом!»

Интересно, что Маяковский всю жизнь боялся бактерий и всегда носил с собой мыло и одеколон для обтираний. Все потому, что его отец умер от заражения крови, уколов палец иглой для сшивания бумаг.

Кроме живописи и поэзии, Владимир Маяковский интересовался театром и кино. В 1913 году он написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. Тогда же стал писать киносценарии, а в 1914-м снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». В 1918 году поэт и его муза Лиля Брик сыграли главные роли в картине «Закованная фильмой». В ноябре того же года в Театре музыкальной драмы состоялась премьера знаменитой пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Постановщиком стал знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд, а художником-оформителем — Казимир Малевич.

В первые годы советской власти Владимир Маяковский был успешен, знаменит и обласкан правительством как самый главный певец революции, мечтавший о ней с детства. Ему самому нравились новая страна и начинающаяся в ней новая жизнь. В 1922 году поэт возглавил литературную группу «Левый фронт искусств», а затем и одноименный журнал, где публиковалось все «левое», революционное и авангардное — стихи, проза, фотография, архитектурные проекты. Маяковский вышел из объединения в 1928 году, после чего оно распалось. Тогда же началось постепенное сдвигание Маяковского с пьедестала.

В 1930 году поэт много болел. А во внешней жизни его преследовали неудачи. Газеты писали о нем как о «попутчике советской власти» (так себе, рядом идет, не с нами), а он считал себя пролетарским писателем. В этом году он отмечал юбилей творческой деятельности — двадцать лет работы. Организовал одноименную выставку, но ее никто из высокопоставленных лиц не посетил, а из газет изъяли поздравительное приветствие в адрес Маяковского. Тогда же провалились его сатирические постановки — пьеса «Баня» и спектакль «Клоп». Поэта ругали за то, что он высмеивает недостатки современного общества (которое не может иметь недостатков!). Говорили, что он «исписался». На фоне всего этого в его жизни произошла личная драма, которую он воспринял слишком остро и не захотел больше жить.

   14 апреля 1930 года у себя на квартире, в доме №3 по Лубянскому проезду, поэт покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку. Источник. kikonlineru
14 апреля 1930 года у себя на квартире, в доме №3 по Лубянскому проезду, поэт покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку. Источник. kikonlineru

Личная жизнь Владимира Маяковского всегда складывалась трагично и служила огромной чашей, питающей лирическую линию его поэзии. Кроме Марии Денисовой, героини «Облака в штанах», знаменитой любовью поэта стала Лиля Брик, с которой он познакомился в 1915 году. Она была замужем. Правда, ее муж, Осип Брик, не только не препятствовал общению супруги с Маяковским, но сам стал его большим другом. Лиле посвящено множество произведений, в том числе пронзительное стихотворение «Лилечке». Дружба продолжалась до смерти поэта, и даже после нее. Именно Брикам Маяковский завещал все свои рукописи. До конца жизни Лиля Брик носила подаренное Маяковским кольцо с выгравированными ее инициалами «Л.Ю.Б.», из которых складывалось бесконечное «ЛЮБЛЮ». И именно она занималась посмертной публикацией произведений Маяковского и восстановлением его славы как пролетарского поэта.

Последней же и роковой любовью поэта стала актриса Вероника Полонская. Она была замужем за актером Михаилом Яншиным и играла в спектаклях знаменитого режиссера Владимира Немировича-Данченко. Маяковский настаивал на ее разводе, и Вероника почти согласилась. Они говорили об этом 14 апреля 1930 года. Но разговор оказался неоконченным — актрисе нужно было на репетицию. Она отказалась пропустить ее, как настойчиво ни просил Маяковский. Спускаясь с лестницы из его квартиры на Лубянке (там сейчас музей поэта), Вероника услышала выстрел. К приезду кареты скорой помощи Маяковский скончался.

В предсмертном письме Владимир Маяковский назвал своей семьей Лилю Брик, маму, сестер и Веронику Полонскую и попросил «товарища правительство» устроить им «сносную жизнь».

   15, 16, 17 апреля мимо гроба Маяковского через зал клуба писателей прошло 150 000 человек. Источник. kikonlineru
15, 16, 17 апреля мимо гроба Маяковского через зал клуба писателей прошло 150 000 человек. Источник. kikonlineru

Прощание с поэтом в Доме писателей продолжалось три дня. А затем десятки тысяч людей под пение «Интернационала» провожали его тело в футуристическом железном гробу к крематорию Донского монастыря. Маяковского кремировали 17 апреля. Урна с прахом 22 года находилась в колумбарии крематория. В 1952 году по настоянию Лили Брик урну с прахом захоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Любовь к творчеству Владимира Маяковского живет до сих пор. Постсоветское издание полного собрания его сочинений в 20 томах вышло в 2013-2016 годах. 130-летие со дня рождения поэта отметили в Кремле — 19 июля на сцене Государственного Кремлевского дворца Театр Луны на Малой Ордынке показал спектакль «Маяковский. Городской мюзикл» (12+).

Пение
3339 интересуются