В истории возникновения Международного колледжа боевых искусств (International Martial Arts College), позже давшего жизнь собственно Международной конфедерации боевых искусств (International Martial Arts Confederation), отразились перемены, произошедшие в мире за последние годы.
Начиналась эта история в России. Сейчас невозможно кого-либо удивить общением с зарубежными коллегами, но ещё совсем недавно, каких-то десять – двадцать лет назад поездка из СССР «туда», за границу, представлялось делом удивительным и редким. Общение с иностранцами на «собственной» территории тоже было явлением неординарным, и порой очень-очень не одобряемым.
Кстати, боевые искусства, существующие сейчас в России и в бывших союзных республиках в обширном многообразии, в далёкое советское время были представлены практически только одним карате. Оно-то и понесло наибольшие потери. После краткого времени официального признания карате власти его разлюбили. С трудом верится, но ещё в начале восьмидесятых годов в Уголовном Кодексе СССР появилась статья 219 «прима», грозящая семилетним сроком с конфискацией имущества социальным отщепенцам, преподающим чуждый советским людям вид единоборства. Несколько отечественных легендарных пионеров карате (не только ныне российских, а из всей братской семьи советских народов) реальными многолетними сроками ощутили на себе нелюбовь властей к своему увлечению. Стоит напомнить, что к этому приложили руку некоторые «коллеги» этих мастеров. Кто-то из зависти, а кто-то и по свойству характера.
С началом перестройки, когда исчезли барьеры между капиталистическими и социалистическими странами, а боевые искусства вновь получили в СССР официальное право на существование, многое изменилось. Это позволило мастеру Николаю Смирнову, являющимся ныне президентом Международной конфедерации боевых искусств, провести осенью 1991 года с возглавляемой им командой турнирную поездку по США. Самыми важными результатами поездки стали не только победы в соревнованиях, но и встречи с мастерами из разных стран, которые и предопределили создание новой организации.
Вернее, даже не так. Главным результатом поездки явилась идея провести большие соревнования между спортсменами России и США. Для того, чтобы убедить возможных партнёров (а ими оказались грандмастер Е Бонг Чой, мастер Джон Кэнслер и бизнесмен Джордж Пласко) в реальности этой идеи, пришлось сделать не мало. Российская команда побывала в США ещё раз, Чой и Кэнслер посетили Якутию, Узбекистан, Санкт–Петербург и… решились. Безусловно, громадную роль сыграло бизнес-дарование Джорджа Пласко. Он сумел провести грамотную рекламную компанию, в результате которой в Россию, никому непонятную, известную только по западным «страшилкам» страну, только-только высунувшуюся из-за железного занавеса, в 1993 году на первый фестиваль приехали сразу 250 американских спортсменов. Потом был второй фестиваль, затем третий...
Было трудно. «Добрые» недоброжелатели (а они, к сожалению, всегда присутствуют где-то неподалёку от большого дела) даже подсуетились с гнусноватой статейкой «Третий лишний». Спасибо им, мы стали чуть злее, а значит — упорнее. Для того, чтобы появилась уверенность в возможности проведения масштабных соревнований и в будущем, было сделано очень много: новые поездки нашедших друг друга единомышленников в Узбекистан и республику Саха, в Омск и Питтсбург, в Каракас и в Йорк, в Белоруссию и в Санкт-Петербург. Проводились семинары, аттестации, соревнования и открывались филиалы «АЙМАКа». Первыми шагами новой организации стали международный турнир в американском Питтсбурге (октябрь 1992 года), первый Международный фестиваль боевых искусств «Свободная Россия» (Санкт-Петербург, июнь 1993 года), открытый чемпионат «АЙМАКа» в Сибири по боевым искусствам (Омск, февраль 1994 года), открытый чемпионат «АЙМАКа» в Северной Америке (Common Bond Championship) (Йорк, май 1995 года). Выбранное название —
Международный колледж боевых искусств — предопределило формат проводимых соревнований и тренировочной деятельности. В её основе представление по возможности всей палитры боевых искусств, взаимный обмен «секретами» различных школ и направлений. Этот подход особенно проявил себя при проведении соревнований в рамках фестивалей.
Действительно, привлечение большого количества различных видов единоборств, обязательное «будо-шоу», стали визитной карточкой международных фестивалей боевых искусств «Спортивная Россия» (до 2002 года «Свободная Россия»). И правильность выбора подтверждают цифры. Судите сами:
- Первый международный фестиваль (1993 год), количество участников около тысячи человек. Количество соревновательных видов — шесть, и все производные от карате. Количество зрителей — около пяти тысяч за три дня соревнований.
- Одиннадцатый фестиваль (2006 год), количество участников — четыре тысячи девятьсот двадцать человек из девятнадцати стран. Количество видов — 20. Количество зрителей — около тридцати тысяч за три дня соревнований, и около пятнадцати тысяч на церемонии открытия.
Рост очевиден. Уже в 2001 году комиссар фестиваля грандмастер Гарри Алекзандер назвал его комплексным чемпионатом мира по боевым искусствам, где может быть достойно представлено практически каждое направление. Фестивалю становилось тесно в его рамках, и в 2006 году организаторами было принято решение о преобразовании этого спортивного праздника в Олимпиаду боевых искусств «Восток — Запад» (Martial Arts Olympics «East — West Open»). Успехи Олимпиады (например, в 2008 году в соревнованиях принимало участие почти шесть с половиной тысяч участников из тридцати стран) дали толчок к следующему этапу развития — была создана Международная конфедерация боевых искусств (International Martial Arts Confederation) и возникли планы по проведению Олимпиад «Запад — Восток», «Восток — Восток» и «Запад — Запад».
В наши дни, когда человечество балансирует на грани войны цивилизаций, необходимо ощутить единство мира во всём многообразии его этносов и культур, в том числе и боевых искусств, сделав единственной формой жёстокого противостояния только спортивные поединки. В чём, безусловно, могут и должны помочь планируемые олимпиады.
Как давно, ещё в 1994 году, сказал конгрессмен Билл Гудлинг на встрече в Конгрессе США, посвященной итогам уже далеко ушедших во времени Омского чемпионата и Первого Международного Фестиваля боевых искусств «Свободная Россия»: «… подготовка и участие в подобных мероприятиях, создание подобной организации служит преодолению географических границ и делает действительно реальным понятие братства человечества». С этим трудно не согласиться, и на это не стоит жалеть усилий и средств.
Продолжение следует...
Игорь Коршунов, Василий Башкин, Константин Лебедев
Санкт–Петербург, Россия