Фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (реж. И. Таланкин, 1984г.) снят по рассказу Ю. Нагибина «Терпение». О нём так много упоминаний в статьях о фильме, я непременно его прочту. Сюжет киноленты повествует о путешествии семьи на круизном теплоходе по маршруту Ленинград-Валаам-Ленинград. Это их путешествие из настоящего в прошлое и обратно в настоящее. Главные герои – муж и жена, в прошлом фронтовики, а ныне респектабельная семья, элита. Чете немного за пятьдесят. Анна (А. Демидова) – ученый-биолог, Алексей (В. Стржельчик) – директор института, без пяти минут академик. У них двое взрослых детей – Павел и Анна – золотая молодёжь.
Скворцовы несчастливы. Анна всю жизнь любит их общего друга Павла, чтит память о нём и не упускает случая, чтобы не уколоть мужа своей холодностью и верностью памяти другому мужчине. Будто он, её муж, всю жизнь был запасным вариантом, который должен смириться с этой участью, да ещё почитать за благо, что ему позволено любить эту женщину. А ведь и он достоин взаимности.
Алексей влюбился в Анну ещё в юности и всю жизнь посвятил своей семье. Глотая обиды, боль, злясь от бессилия, даже изменяя, он всё равно не перестал любить Анну.
А Анна 30 лет до упоения предана своей юношеской любви. Поэтому и дети для неё чужие, и муж всегда на правах просителя. Она прожила жизнь в плену своих иллюзий о несостоявшемся будущем, прожила её параллельно со своей семьёй. В фильме есть приём, демонстрирующий эту параллельность: в каюте герои разговаривают друг другом, но это не диалог, каждый их них говорит о своём, не слушая другого.
Поездка была задумана Алексеем, чтобы порадовать жену, но видя её холодность и равнодушие ко всем его стараниям, назревает ссора, во время которой он восклицает:
«Да, откуда ты знаешь, каким бы сейчас стал Пашка? Пашка! Сколько продолжался ваш роман? Месяц? Пока не началась война.»
В бессильной злобе муж залепил пощёчину своей «снежной королеве» и это становится отправной точкой для её пробуждения.
Говорят, на Валаам люди ездят, чтобы обрести душевное спокойствие и гармонию, попросить об исполнении заветных желаний. И вот Валаам будто услышал героев.
Анна, всю жизнь грезившая о Павле, который пропал без вести в годы войны, вдруг встречает его. Она садится к нему в лодку, полная слёз обиды на мужа, и на середине озера обнаруживает, что её везёт Павел (А. Баталов).
Он – инвалид, потерял на войне ноги, живёт здесь при монастыре, куда в послевоенные годы отправляли таких «бесхозных» инвалидов доживать свой век.
Павел пережил трудные времена, был на грани, но всё же ему удалось выжить и остаться человеком, он работает, приносит пользу обществу.
От этой встречи Анна заново переживает всю горечь утраты, несправедливость судьбы и невозможность её изменить. Боль слезами заливает её лицо. Какое право имел Павел решать за неё, за них двоих? Почему не сообщил, не подал о себе весточки за все эти годы?
А должен ли он был это сделать? Вопрос непростой.
В юности, когда всё видится куда более однозначным, чем с годами, мне казалось, что он поступил жестоко. Как можно было так обойтись с любимой женщиной? Заставить всю жизнь её ждать и мучиться в неизвестности. Она вышла замуж без любви, за мужчину, потому что на нём лежал «Пашкин отблеск», даже сына назвала в его честь.
Но где заканчивается зона ответственность одного человека за жизнь другого? Как ни был влюблён Павел в Анну, но всё-таки правильнее выбирать свою жизнь и проживать её так, как получается. Потеряв ноги, мало кто хочет предстать перед любимой девушкой немощным, бессильным, бесполезным. Ему предстояло пройти долгий путь от нечеловеческой муки к своей человечности, найти в себе силы жить, причём жить ответственно и благодарно по отношению к тем людям, которые буквально поставили его на ноги.
Анна с горячностью юной девы пытается соблазнить возлюбленного Ленинградом, реализацией несбывшихся надежд, не осознавая, какие разные у них жизни сейчас и какими разными путями их привела судьба на остров Валаам. Анна всё ещё грезит наяву. Ей нужно закрыть гештальт.
Павел теперь крепко стоит на своих двоих (протезах), имеет понятия и ориентиры в жизни. Он неидеален, и ни к чему ждать от него благородства. Возможно, было бы правильно сообщить о том, что жив, но, думаю, он не имел ресурса думать о чувствах другого человека. Павел выживал. В конце концов, из нашей жизни люди исчезают и по менее уважительным причинам. И нам самим решать, как к этому относиться. У кого есть желание жить свою жизнь полноценно, реализоваться в ней, принимают решение оставить прошлое в прошлом и быть здесь и сейчас. А кто-то, как и Анна, не отпускает его, проживая изо дня в день впустую и мучая близких своей холодностью и отстранённостью.
Моё мнение – Анна сама у себя украла эти годы. И эта поездка и встреча помогли ей проснуться, понять, что мираж исчез и призрак несбывшегося счастья больше на нею не властен. А значит пришло время по-настоящему познакомиться с теми, кто был твоей семьёй все эти годы.