Найти в Дзене
Ваш психолог

Катя Никанорова в поисках принца. Мнение о фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова»

Пересматривая в очередной раз фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова» (реж. Л. Марягин, 1978г.), мне пришла в голову такая аналогия: история Катерины (исп. Н. Гундарева) – это сказка «Принцесса на горошине», только с перевёрнутой фабулой, ведь здесь принца ищет героиня. Она видит достоинства во всех проходящих рядом кавалерах и не замечает их в тихом и скромном ветеринаре Павле Дёжкине (Б. Брондуков). А когда она его разглядела, начала испытывать на прочность. В сказке девушка проходила испытание на «настоящую принцессу» изнеженностью. А здесь у «принца» испытывают воспитанность, тактичность и чувство собственного достоинства. Катя, конечно, совсем не похожа на принцессу, но и на типичную деревенскую бабу тоже. Своим желанием чего-то большего, испытать настоящее большое чувство, смелостью и несгибаемостью она олицетворяет образ женщины, жаждущей любви. Есть такие, которые не могут быть одни, совсем не переносят одиночества. Кто-то обвиняет героиню в неразборчивости и легкомысленности.

Пересматривая в очередной раз фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова» (реж. Л. Марягин, 1978г.), мне пришла в голову такая аналогия: история Катерины (исп. Н. Гундарева) – это сказка «Принцесса на горошине», только с перевёрнутой фабулой, ведь здесь принца ищет героиня.

Она видит достоинства во всех проходящих рядом кавалерах и не замечает их в тихом и скромном ветеринаре Павле Дёжкине (Б. Брондуков). А когда она его разглядела, начала испытывать на прочность. В сказке девушка проходила испытание на «настоящую принцессу» изнеженностью. А здесь у «принца» испытывают воспитанность, тактичность и чувство собственного достоинства.

Катя, конечно, совсем не похожа на принцессу, но и на типичную деревенскую бабу тоже. Своим желанием чего-то большего, испытать настоящее большое чувство, смелостью и несгибаемостью она олицетворяет образ женщины, жаждущей любви. Есть такие, которые не могут быть одни, совсем не переносят одиночества.

Кто-то обвиняет героиню в неразборчивости и легкомысленности. Автор сценария В. Мережко при написании сюжетной линии ориентировался на драму «Ночи Кабирии» (реж. Ф. Филлини, 1957г.). Это история о наивной проститутке, ищущей любовь, но встречающей лишь проходимцев. Она продаёт свой дом, чтобы отдать деньги тому, кого принимает за любовь всей жизни, но её ждёт горькое разочарование. Так и Катерина каждый раз продаёт свой дом в деревне, уезжая с очередным избранником, но возвращается обратно, соседям на смех. Ещё была жизненная история с одинокой деревенской девушкой, которая постоянно искала себе нового кавалера, потому что старый поутру исчезал. На неё также опирался сценарист, но решил направить свой рассказ по пути потребностей души и поиска любви. Авторов фильма волнует тема женского одиночества, а вовсе не всеядность некоторых дам.

Поэтому у гражданки Никаноровой всё куда оптимистичнее её прототипов. Она и сама оптимистка, и хоть отчаянно ищет любви, женской гордости ей не занимать, характер боевой, может за себя постоять. А сколько надо мужества, чтобы вернуться и выстоять против чужих упрёков и насмешек? Сильная женщина.

Пишут, что эта роль пришла актрисе, когда ей очень хотелось сыграть именно такой характер – открытый, человечный.

Позже Наталья Гундарева исполнит роль другой деревенской женщины – Анны Доброхотовой – тоже в поисках лучше жизни через замужество. Но там другие цели, другие акценты и, конечно, другой итог. В отличие от нашей героини, Анна продала дом в деревне после смерти матери и, оторвавшись от корней, осталась без опоры. Катерину деревня держит крепко и всегда принимает обратно.

Один мудрый односельчанин говорит о Кате: «Мировая баба. На такой женишься – весь век любить будет. – Так зачем же остановка? – Сплетни. Плетут больше, чем было когда. Языками молотят. Она только шаг ступнёт – а про неё уже басни ходят. Бабы её, есть тут такие, никак не понимают. Она как-то сказала, что, вроде бы, в жизни ждёт какого-то принца. Так над ней пол села до сих пор потешается. А может и правда – боится пропустить. Ну, принца-то.».

И как в сказке, в один прекрасный день он просто появляется в её доме. И по началу она не понимает, что этот Пал Иваныч, скромный и тихий, внешне неказистый, даже немного замкнутый мужчина, станет для неё тем, кого она так долго искала.

Павел Дёжкин – человек с чувством собственного достоинства, образованием, воспитанием. Человек уважаемый, профессионал своего дела, очень важный и значимый для деревни член общества. Он не терпит сплетен и всегда отстаивает честь дамы. Не то, что её прошлые кавалеры, готовые только пользоваться доверчивой женщиной.

«Я влюблюсь в человека и ничего, акромя своей любви к нему не замечаю. – Говорит Катя подруге. – Очень уж хочется, чтобы он настоящим оказался.»

-2

Думаю, Дёжкин для Катерины и есть «настоящий принц». Они могут сделать друг друга счастливее, гармонизировать. Надёжность и основательность, исходящие от Павла, угомонят буйный нрав женщины, с ним она обретёт покой; а её задор, лучезарный взгляд и энергия заразят мужчину ответной радостью и жаждой жизни. Катя с упоением будет заботиться о нём, детей нарожает, а он от неё никуда не денется, потому что свой выбор сделал и по сторонам смотреть не будет. Вопреки непониманию общества, ей нужен только один единственный объект любви и заботы, а ему, после сердечной драмы, нужна её верность и любовь, как глоток свежего воздуха.