Найти тему
Рексофт

Машинное зрение для контроля горнодобывающей техники

Меня зовут Владимир Лебедев, я руковожу группой разработки департамента горнодобывающих решений компании «Рексофт». Сегодня покажу вам перспективы использования этой технологии на карьерной технике и расскажу, куда копаем (извините за каламбур). В этой статье опишу, как с помощью нейронки можно считать циклы погрузки на фронтальных погрузчиках. Поехали!

Машинное зрение – одна из перспективных технологий, которая продолжает развиваться в разных сферах производства. Технология имеет множество успешных применений в тяжёлой промышленности: контроль гранулометрического состава руды, отслеживание зубьев ковша экскаватора (помогает отследить момент, когда зубец отломился), контроль усталости водителей, автоматическая проверка средств индивидуальной защиты на работниках и другие более узкие применения.

Одна из ключевых задач горнодобывающих предприятий – контроль эффективности горного производства. Представьте себе карьер. Если совсем образно, то это огромная песочница для взрослых, только там ездят самосвалы, которые перевозят по 130-220, а иногда и более тонн, экскаваторы размером с пятиэтажку, мощные буровые установки, дробилки, огромные склады продукции, фабрика. Техника мощная и стоит она серьезных денег: одна только шина самосвала порядка полутора-двух миллионов рублей. Ежедневно, в зависимости от маршрута, машина потребляет до трёх тонн топлива. Поэтому незапланированная остановка или снижение производительности таких машин приводит к серьезным потерям для предприятия. Чтобы вы понимали, что это за машины, прикладываю фото.

-2

Управляющему персоналу необходимо следить за работой всей техники. Для этого используется система диспетчеризации. Ее задача – следить за производительностью машин и оборудования, оптимизировать рабочие процессы, тем самым снижая себестоимость процесса добычи. Для этого на борт машин ставится компьютер, который показывает водителю его сменное задание, прогресс выполнения плана и причины отклонения от него, показывает рейтинг эффективности водителя или машиниста по сравнению с его коллегами. Диспетчер видит общую ситуацию и отклонения в реальном времени на карте, мнемосхемах или дашбордах, предприятие может принимать оперативные решения быстрее и точнее.

В традиционном подходе к диспетчеризации, для учёта технологических циклов горных машин требуется интегрироваться с бортовыми системами телеметрии, где протоколы передачи данных могут быть зашифрованы или интерфейсы не активированы – это создаёт сложности при сборе данных с техники.

Кроме того, предприятия стараются использовать технику разных производителей, чтобы не зависеть от поставщиков. Таким образом, возникает задача подсчёта количества циклов погрузки-разгрузки для экскаваторов или фронтальных погрузчиков, которых может быть целый зоопарк: начиная от очень современных с электронным управлением, заканчивая примитивными с ручным управлением гидравликой, с минимумом проводов.

Классический подход для решения этой задачи - установка бортовых контроллеров и датчиков угла наклона и давления гидравлики, которые устанавливаются на рабочие органы машины. Программа детектирует превышение пороговых значений нескольких датчиков, и, если алгоритм выполнялся – засчитывается рабочий цикл. Казалось бы: просто и надёжно, универсальное решение для машины любого производителя. Однако, рабочие органы горных машин находятся в очень тяжёлых условиях эксплуатации, особенно ковш. Добыча ведётся в разных климатических условиях – от -50 до +50 градусов, а падение камней – обычное дело. Надо ли говорить, что не всякие датчики и коммутация выдерживают такой режим работы. Конечно, необходимо всячески защищать оборудование, но против камня весом в полтонны сложно придумать что-то действительно надёжное. Восстанавливать сломанные датчики, заново калибровать их – занятие организационно сложное для предприятия.

-3
-4

Ещё одним важным условием, которое позволяет подойти вплотную к массовому применению технологии, стало то, что на рынке появились компактные транспортные компьютеры, оснащённые чипами (NPU) для обработки задач искусственного интеллекта.

-5

Это позволяет обеспечить аппаратное ускорение работы нейросети. Раньше для использования подобных решений на тяжёлой технике, приходилось заказывать индивидуальное изготовление таких компьютеров, и для вычислений использовались видеокарты (GPU). Они стоили достаточно дорого, так как требовали активного охлаждения, защиты от вибраций и пыли.

Мы используем модифицированную версию открытого фреймоворка YOLO восьмой итерации от Ultralytics. Сердце этого семейства моделей - сверточная нейронная сеть Darknet53. В восьмой итерации авторы использовали датасет с летающими объектами для предтренировки сети, что дало некоторое преимущество этой версии в работе со сложными для распознавания объектами.

Для того, чтобы решить задачу action detection, мы пошли по пути использования модифицированного подхода из статьи Online Real-time Multiple Spatiotemporal Action Localisation and Prediction» (G Singh, 2017). Относительно классического подхода с современными достижениями в тренировке one stage детекторов, мы комбинировали в сети пространственные и временные представления из видеопотока, что позволило нам добиваться результатов, схожих с теми, что можно получить, используя более тяжеловесные архитектуры ( (2+1)D, 3D свертки, трансформеры). При этом сохранили простоту сбора данных, тренировки и деплоя решения в реальные условия работы.

-6

В нашем опыте на фронтальный погрузчик была установлена видеокамера. Было записано около 300 часов работы погрузчика, из которых затем были отобраны отрезки с наиболее разнообразными условиями работы: в меняющейся обстановке, с разным уровнем освещенности, после этого выбрали 300 000 кадров, которые были размечены нашей командой вручную. Ниже пример:

демонстрация работы модели детектора операций, целью которого является определение режимов работы погрузчика: подсчёт циклов погрузки, количество погруженных ковшей, количество загруженных самосвалов, определение простоя

Модель не видела этот видеоряд при тренировке. Заметны подёргивания и ложные срабатывания, типичные проблемы недоученной нейросети. Квантизация и прунинг (методы оптимизации для снижения размера модели и увеличения скорости) пока что не проводились.

Я уверен, что эта разработка поможет предприятиям автоматизировать учёт производственных показателей погрузчика и получить существенный прогресс выполнения сменных заданий, а обслуживание и ремонт такой системы не будет трудоёмким.

В дальнейшем я покажу вам, как можно дальше развивать это решение, какие функции можно добавить, и какие ещё прикладные задачи можно решать с помощью машинного зрения.

Если вы знаете об интересных случаях использования машинного зрения в горнодобывающей промышленности, пишите в комментариях – обсудим. Также я буду рад вашим вопросам по посту. Если хотите о чем-то узнать поподробнее, дайте знать, напишу следующий пост по такому запросу. На связи!