Всем здравствуйте! Эта статья будет о не совсем стандартной кассетной деке Орель 101-1. Хотя и деку я эту в принципе к "стандартным" особо не отношу. Хотя бы в плане ее размеров. А именно ширины в 350 мм. Ну вот ни по ней, ни по стилевому единству магнитофон этот не подходит к какой либо советской блочной аппаратуре. Но я коллекционер. Расставляю аппаратуру по полкам так, что бы это +- смотрелось интересно. Но вот Орель, как ни крути, все равно стоит в гордом одиночестве. Разве что именно к этому образцу можно добавить стандартный магнитофон, ну и...если конечно повезет и удастся приобрести - пару опытных Орелей. О них я тоже вам расскажу.
А начну я с того, что сама по себе тематика "собирательства" подобного рода кассетных дек меня заинтересовала не сразу. Примерно года 4 назад все начиналось с советских стереокомплексов. На сколько помню первым приобретенным тогда был Ода 102. Тогда решил вспомнить юные годы и приобрести его. А дальше поехало. Естественно потянуло на редкие образцы. И, примерно через пол года, я начал обращать внимание на объявления из соседней страны. Конечно же даже на тот момент притащить что-то из самой Украины было крайне сложно. Но в Донецк можно было с легкостью (пусть и не завидной) прокатиться. Тем более у меня там были родственники по линии жены. То есть и переночевать если что можно было без проблем. Помню тогда от туда я притащил свой первый (пусть и не до конца комплектный) комплекс Феникс 005. На удивление советской аудиотехники там продавалось в разы больше, чем в Таганроге. И цены были на порядок ниже. Но об этом я как нибудь расскажу отдельно. Так вот. Спустя какое-то время я познакомился там, так сказать, с такими же неравнодушными людьми. Одним из них был Валерий (фамилий, явок и паролей я тут озвучивать не буду). Который, к слову, был на порядок старше меня и намного более осведомленным в этой теме. Помню я несколько раз просил его достать мне для коллекции что-то интересное. Если это и касалось кассетных дек, то что нибудь типа Маяк 010 или Вильмы 010. Но тщетно. Найти подобное с его помощью мне так и не удалось. Но несколько раз он мне предлагал купить Орель 101-1. Говорил, что это неплохая дека. К тому же она замечательно "пишет". Я как-то пропускал это мимо ушей. К тому же мне не особо "заходил" ее дизайн, но потом все же решился приобрести. Причем и ценник у нее был весьма небольшим по меркам нашего рынка. Что-то около 2000р. Да и косметика приличная. Ну и "проштудировав" наши объявления я понял, что она пусть и не сверх редкая. Но и не частая. К тому же на торговых площадках по всей стране продавалось их весьма не много (порядка 5-7 штук). Цены были разные. Где-то от 4 до 9 т.р.. Естественно все зависело от косметики и работоспособности. Поэтому за 2т.р. уж точно не прогадаешь. Что и требовалось доказать. После несложного ремонта и доведения до полностью работоспособного состояния Орель 101-1 была с легкостью продана за 4500р. Тогда-то я и начал интересоваться историей ее выпуска. Ведь по-любому должна была существовать такая Орель, которая заинтересовала бы меня, как коллекционера.
Начнем с предыстории выпуска. Кассетные деки Орель выпускал Днепровский машиностроительный завод. Первой "первоклашкой" на свет (после моделей 306 и 206) в 1984 году вышла модель Орель 101 (без префикса "-1"). Отличия от серийной модели заключались в том, что она имела на борту стеклоферитовую головку воспроизведения со сквозным каналом японской фирмы Akai. Но из-за дороговизны закупочной стоимости самой головки, а на советские деньги это было 260 рублей (даже серийный магнитофон Орель 101-1 стоил весьма недешево по тем меркам - от 440 до 520 рублей. Примерно столько же стоил Маяк 120), от нее решили отказаться. Как в принципе и от сквозного канала. В последствии уже были применены импортные головки Canon (которые по идее стоили дешевле) и советские 3Д.24.080. Мне, к слову, на Орелях в основном попадались отечественные.
Далее я наткнулся на еще один интересный образец - Орель МП-201. Деку эту планировали запустить на том же заводе в 1985 году. Мне доподлинно неизвестен замысел разработчиков и почему и эта дека не пошла в серию. Но тут можно только догадываться. По сути эта была та же Орель 101 со сквозным каналом. Правда добавлены некоторые функции: поиск по паузам и возможность регулировки тока подмагничивания (которой почему-то у Орель 101 не было). Интересно только то, почему ее записали во вторую группу сложности. Может из-за полосы частот (31.5 Гц - 14 кГц) или коэффициента детонации в 0.2%, а может из-за головки (кстати по ней я не нашел какой либо информации). К сожалению эта дека мне хоть и попадалась один раз в продаже в Ростове-на-Дону, купить я ее не успел. И информации по ней в сети очень мало.
Перейдем же к моей "черной" Орели. Как-то раз на Вацап мне написал все тот же Валерий из Донецка и предложил черную Орель 101-1. Суть была примерно следующая: "Куплена она была у одного из бывших работников завода. И изготовили ее вроде как под заказ для кого-то из руководства". Это уже интересно - подумал я. Да и цена была не особо высокая. Даже если бы это был какой-то "колхоз" дабы ввести кого-то в заблуждение, то просили бы явно больше. По первым фото, которые он мне прислал, сразу бросился в глаза нестандартный индикатор. Который был шире. Соответственно "уширение" на первый взгляд произошло за счет демонтажа счетчика ленты и индикации режима выбора типа ленты. Интерес не угасал и я, естественно, ее купил дистанционно.
Ну а я после того, как забрал таки деку и привез ее в Таганрог, принялся изучать ее внешность и нутро. Из внешних отличий я заметил, что надписи над кнопками выбора лент несколько отличаются. В частности самая верхняя предлагала выбор ленты "МЕ", то есть металл. Возможности выбора ленты FeCr уже не было. Остальные два типа Fe2O3 и CrO2 судя по надписям присутствовали. Так же меня заинтересовала надпись "СШП Маяк". То есть по идее динамическая вместо компандерной. Естественно надо вскрывать. И о чудо, платы "шумодавов" отсутствовали вообще. Причем так же отсутствовал один разъем на плате. Вместо этого на материнской плате (на фото можете увидеть, что она чересчур светлая. Обычно на Орелях она если и изготовлена из стеклотекстолита, то он темней и покрыт лаком. А тут без лака) наделали каких-то перемычек. Индикатор туда внедрили, как я понял, от катушечного магнитофона Санда МК-012. Заводской двигатель привода тонвала был заменен на импортный фирмы Sanko. В остальном же магнитофон внутренне практически ничем не отличался от обычного. Воспроизводящая головка так же отечественная 3д.24.080. И самое главное - магнитофон полностью рабочий. Пишет, воспроизводит, перематывает. Индикация работает.
Итог. Так как я нашел несколько обсуждений того, что "черные" Орели на заводе не делали, можно сделать вывод, что это своего рода хенд-мейд местных мастеров. Единственное возможен вариант, что это был некий выставочный образец, который в последствии был доработан. В пользу этого варианта тот факт, что надписи на панель нанесены очень качественно. И, даже если это все делал какой-то "мастер" вне завода, то зачем писать "СШП Маяк" и добавлять тип ленты "МЕ". Ваше мнение по поводу этой деки и в принципе всех подобных Орелей жду в комментариях.
С вами был Алексей. Канал Ностальгия. До новых встреч!