Найти тему
Ностальгия

Орель 101-1 в черном цвете. Колхоз, прихоть руководства завода или выставочный образец? Ну и немного истории

Всем здравствуйте! Эта статья будет о не совсем стандартной кассетной деке Орель 101-1. Хотя и деку я эту в принципе к "стандартным" особо не отношу. Хотя бы в плане ее размеров. А именно ширины в 350 мм. Ну вот ни по ней, ни по стилевому единству магнитофон этот не подходит к какой либо советской блочной аппаратуре. Но я коллекционер. Расставляю аппаратуру по полкам так, что бы это +- смотрелось интересно. Но вот Орель, как ни крути, все равно стоит в гордом одиночестве. Разве что именно к этому образцу можно добавить стандартный магнитофон, ну и...если конечно повезет и удастся приобрести - пару опытных Орелей. О них я тоже вам расскажу.

Стандартный магнитофон Орель 101-1
Стандартный магнитофон Орель 101-1

А начну я с того, что сама по себе тематика "собирательства" подобного рода кассетных дек меня заинтересовала не сразу. Примерно года 4 назад все начиналось с советских стереокомплексов. На сколько помню первым приобретенным тогда был Ода 102. Тогда решил вспомнить юные годы и приобрести его. А дальше поехало. Естественно потянуло на редкие образцы. И, примерно через пол года, я начал обращать внимание на объявления из соседней страны. Конечно же даже на тот момент притащить что-то из самой Украины было крайне сложно. Но в Донецк можно было с легкостью (пусть и не завидной) прокатиться. Тем более у меня там были родственники по линии жены. То есть и переночевать если что можно было без проблем. Помню тогда от туда я притащил свой первый (пусть и не до конца комплектный) комплекс Феникс 005. На удивление советской аудиотехники там продавалось в разы больше, чем в Таганроге. И цены были на порядок ниже. Но об этом я как нибудь расскажу отдельно. Так вот. Спустя какое-то время я познакомился там, так сказать, с такими же неравнодушными людьми. Одним из них был Валерий (фамилий, явок и паролей я тут озвучивать не буду). Который, к слову, был на порядок старше меня и намного более осведомленным в этой теме. Помню я несколько раз просил его достать мне для коллекции что-то интересное. Если это и касалось кассетных дек, то что нибудь типа Маяк 010 или Вильмы 010. Но тщетно. Найти подобное с его помощью мне так и не удалось. Но несколько раз он мне предлагал купить Орель 101-1. Говорил, что это неплохая дека. К тому же она замечательно "пишет". Я как-то пропускал это мимо ушей. К тому же мне не особо "заходил" ее дизайн, но потом все же решился приобрести. Причем и ценник у нее был весьма небольшим по меркам нашего рынка. Что-то около 2000р. Да и косметика приличная. Ну и "проштудировав" наши объявления я понял, что она пусть и не сверх редкая. Но и не частая. К тому же на торговых площадках по всей стране продавалось их весьма не много (порядка 5-7 штук). Цены были разные. Где-то от 4 до 9 т.р.. Естественно все зависело от косметики и работоспособности. Поэтому за 2т.р. уж точно не прогадаешь. Что и требовалось доказать. После несложного ремонта и доведения до полностью работоспособного состояния Орель 101-1 была с легкостью продана за 4500р. Тогда-то я и начал интересоваться историей ее выпуска. Ведь по-любому должна была существовать такая Орель, которая заинтересовала бы меня, как коллекционера.

Орель 101 со сквозным каналом. Фото, которые я нашел в сети
Орель 101 со сквозным каналом. Фото, которые я нашел в сети
Как видно задняя панель немного отличалась
Как видно задняя панель немного отличалась
Собственно сама сдвоенная головка
Собственно сама сдвоенная головка

Начнем с предыстории выпуска. Кассетные деки Орель выпускал Днепровский машиностроительный завод. Первой "первоклашкой" на свет (после моделей 306 и 206) в 1984 году вышла модель Орель 101 (без префикса "-1"). Отличия от серийной модели заключались в том, что она имела на борту стеклоферитовую головку воспроизведения со сквозным каналом японской фирмы Akai. Но из-за дороговизны закупочной стоимости самой головки, а на советские деньги это было 260 рублей (даже серийный магнитофон Орель 101-1 стоил весьма недешево по тем меркам - от 440 до 520 рублей. Примерно столько же стоил Маяк 120), от нее решили отказаться. Как в принципе и от сквозного канала. В последствии уже были применены импортные головки Canon (которые по идее стоили дешевле) и советские 3Д.24.080. Мне, к слову, на Орелях в основном попадались отечественные.

Вот такую Орель я упустил прямо под носом...
Вот такую Орель я упустил прямо под носом...
Ее же фото из официальных источников. Хотя скорее черно-белая картинка
Ее же фото из официальных источников. Хотя скорее черно-белая картинка

Далее я наткнулся на еще один интересный образец - Орель МП-201. Деку эту планировали запустить на том же заводе в 1985 году. Мне доподлинно неизвестен замысел разработчиков и почему и эта дека не пошла в серию. Но тут можно только догадываться. По сути эта была та же Орель 101 со сквозным каналом. Правда добавлены некоторые функции: поиск по паузам и возможность регулировки тока подмагничивания (которой почему-то у Орель 101 не было). Интересно только то, почему ее записали во вторую группу сложности. Может из-за полосы частот (31.5 Гц - 14 кГц) или коэффициента детонации в 0.2%, а может из-за головки (кстати по ней я не нашел какой либо информации). К сожалению эта дека мне хоть и попадалась один раз в продаже в Ростове-на-Дону, купить я ее не успел. И информации по ней в сети очень мало.

Индикация и пластиковое окошко вписались, как родные
Индикация и пластиковое окошко вписались, как родные

Перейдем же к моей "черной" Орели. Как-то раз на Вацап мне написал все тот же Валерий из Донецка и предложил черную Орель 101-1. Суть была примерно следующая: "Куплена она была у одного из бывших работников завода. И изготовили ее вроде как под заказ для кого-то из руководства". Это уже интересно - подумал я. Да и цена была не особо высокая. Даже если бы это был какой-то "колхоз" дабы ввести кого-то в заблуждение, то просили бы явно больше. По первым фото, которые он мне прислал, сразу бросился в глаза нестандартный индикатор. Который был шире. Соответственно "уширение" на первый взгляд произошло за счет демонтажа счетчика ленты и индикации режима выбора типа ленты. Интерес не угасал и я, естественно, ее купил дистанционно.

Тип ленты "Ме". Наверное на пальцах одной руки можно пересчитать советские деки, которые были "заточены" на этот тип ленты
Тип ленты "Ме". Наверное на пальцах одной руки можно пересчитать советские деки, которые были "заточены" на этот тип ленты

Ну а я после того, как забрал таки деку и привез ее в Таганрог, принялся изучать ее внешность и нутро. Из внешних отличий я заметил, что надписи над кнопками выбора лент несколько отличаются. В частности самая верхняя предлагала выбор ленты "МЕ", то есть металл. Возможности выбора ленты FeCr уже не было. Остальные два типа Fe2O3 и CrO2 судя по надписям присутствовали. Так же меня заинтересовала надпись "СШП Маяк". То есть по идее динамическая вместо компандерной. Естественно надо вскрывать. И о чудо, платы "шумодавов" отсутствовали вообще. Причем так же отсутствовал один разъем на плате. Вместо этого на материнской плате (на фото можете увидеть, что она чересчур светлая. Обычно на Орелях она если и изготовлена из стеклотекстолита, то он темней и покрыт лаком. А тут без лака) наделали каких-то перемычек. Индикатор туда внедрили, как я понял, от катушечного магнитофона Санда МК-012. Заводской двигатель привода тонвала был заменен на импортный фирмы Sanko. В остальном же магнитофон внутренне практически ничем не отличался от обычного. Воспроизводящая головка так же отечественная 3д.24.080. И самое главное - магнитофон полностью рабочий. Пишет, воспроизводит, перематывает. Индикация работает.

"Колхозный, сандовский" индикатор
"Колхозный, сандовский" индикатор
Отсутствие одного разъема
Отсутствие одного разъема
"Неродной" двигатель
"Неродной" двигатель
перемычки
перемычки
Общий вид
Общий вид

Итог. Так как я нашел несколько обсуждений того, что "черные" Орели на заводе не делали, можно сделать вывод, что это своего рода хенд-мейд местных мастеров. Единственное возможен вариант, что это был некий выставочный образец, который в последствии был доработан. В пользу этого варианта тот факт, что надписи на панель нанесены очень качественно. И, даже если это все делал какой-то "мастер" вне завода, то зачем писать "СШП Маяк" и добавлять тип ленты "МЕ". Ваше мнение по поводу этой деки и в принципе всех подобных Орелей жду в комментариях.

Заводской паспорт и альбом схем на серийный магнитофон Орель 101-1
Заводской паспорт и альбом схем на серийный магнитофон Орель 101-1

Японский магнитофон Aurex PC-D15 1978 года. По видимому он и стал прототипом для будущего магнитофона Орель 101
Японский магнитофон Aurex PC-D15 1978 года. По видимому он и стал прототипом для будущего магнитофона Орель 101

С вами был Алексей. Канал Ностальгия. До новых встреч!