Радостно Александру, что вернулся в родное село и совестно перед односельчанами. Словно есть его вина в том, что он вернулся живой и невредимый, при орденах, а некоторые из его друзей так и остались лежать в чужой земле.
Первой молчание нарушила София. Голос ее немного дрожал
- Здравствуйте, Вы Александр?
- Да. Я узнал тебя, ты София.
Женщина поставила Зою впереди себя, положила ей на плечи ладони и немного подтолкнула вперед
- Зоинька, это твой папа, иди к нему!
Однако девочка не торопилась шагнуть навстречу отцу. Она обернулась, Софии, взяла ее за руку, прижалась щекой
- Папа?
- Да, хорошая, иди! Он очень долго шел к тебе, очень соскучился.
Александр присел на корточки, поставил на тропинку чемодан и протянул к дочери обе руки.
Зоя несмело сделала шаг к отцу и оказалась в его объятиях. Он обнял свою дочь, сердце переполнилось нежностью к малышке
- Доченька, родная! Я, наконец, рядом с тобой. Мы больше никогда не расстанемся. Папка вернулся и больше никогда не оставит тебя. Больше никакой беды с тобой не случится.
София взяла чемодан и пошла в сторону дома. Александр молча забрал у нее чемодан и шел, держа на одной руке дочь, в другой чемодан.
Зоя заерзала на руках отца
- Пусти, я не маленькая, умею ногами ходить.
Александр остановился, опустил дочку на траву. Она взяла его за руку, другой рукой взялась за ладонь Софии
- Пойдем, маманя!
София попыталась освободить руку, но Зоя крепко вцепилась в нее своими пальчиками. София наклонилась к дочери
- Зоинька! Ты иди с папой, я побегу вперед. Надо бабушку предупредить, а то с радости такой как бы с сердцем плохо не стало.
- Я с тобой, я тоже предупредить.
Положение спасло появление небольшой группы девушек, шагающих по аллее парка к лестнице. Девушки приостановились. Одна из них, полноватая, со светлыми кудрями, в нарядном сатинетовом платье, подпрыгнула на месте взвизгнула и бросилась к Александру
- Сашка, Саша вернулся! Девчата, это же сам Александр Татаринцев! Только гляньте, ордена у него и медали! Столько, что и не сосчитать! Не обманывала тетка Матрена, Саш, ты и вправду герой.
Александр немного смутился
- Да, ладно, Нюра, на фронте все были героями. А ты все такая же, веселая. Девчата чьи будут, я не узнаю, приезжие никак.
- Скажешь тоже. Ты уходил на фронт, они малявками были, подросли просто. Эта вот – Нюра указала на невысокую девушку с милым личиком, сплошь усыпанным веснушками – моя сестренка, Даша. Эти, Вера и Надя, сестренки Сережки с дальней улицы. Погиб он в сорок втором.
Наступило неловкое молчание. Александр обнял сестренок за плечи.
- Что поделаешь, сестрицы, это война. Жаль Сережку, какой парень был! Проводите меня до дому! Ладно?
Шел Александр к отчему дому. Кто бы ни встретился ему на пути, здоровались с ним, как с родным. Радовались. Солдат вернулся! Вокруг него образовалась толпа. Кто-то взял чемодан, кто-то снял с его плеч рюкзак. Шли рядом, стараясь прикоснуться к солдату, забегали вперед, заглядывали в глаза.
Радостно Александру, что вернулся в родное село и совестно перед односельчанами. Словно есть его вина в том, что он вернулся живой и невредимый, при орденах, а некоторые из его друзей так и остались лежать в чужой земле.
Матрена с Мартином загоняли гусыню с гусятами в сарайку, когда во двор вбежал вихрастый мальчишка с криками
- Тетка Матрена! Бежи скорей, там, по Большой улице твой Александр идет.
Матрена охнув, схватилась за сердце, но быстро пришла в себя. Скинув фартук на лавку у крыльца, она выбежала на улицу. Мартин закрыл гусей, сел на ступеньку крыльца.
Счастливая Зойка. У нее папа вернулся. А они с мамой уже больше не ждут папу, так мама сказала, чтобы не ждал. Сейчас им с мамой придется жить в другом месте. Лишние они тут будут.
Мама говорит, что когда-нибудь они вернутся на свою Родину. Там их ждут бабушка и дедушка, еще много родни. Скорее бы уж это самое «когда-нибудь» наступило. Очень сильно хочется домой. Море увидеть хочется.
Матрена добежала до переулка и встретилась с толпой. Она остановилась, еще не веря до конца, что видит в толпе сына
- Сашенька, сынок, ты ли это?
Александр кинулся к матери, обнял ее, вдохнул родной запах
- Я, мама! Я вернулся!
- Сынок!
Матрена трогала сына за плечи, гладила по спине, по груди, словно не веря, что и правда перед ней живой сын. Так они и дошли до ворот, держась друг за друга, словно боясь, что снова придется разлучиться.
У ворот народ остановился. Саша снял фуражку
- Люди добрые, прошу всех завтра к нам, отметим мое возвращение, помянем погибших героев. А сейчас нам надо побыть одним, своей семьей.
Толпа загудела
- Оно понятно!
- Спасибо за приглашение!
- Придем, отдыхай, солдат!
Как только вошли во двор, Зоя подбежала к Мартину, взяла его за руку, подвела к отцу
- Папа, это мой брат, Мартюша
Саша посмотрел на высокого, худого мальчика с печальными синими глазами. Чужой мальчик в его доме, и дочь называет его братом?
- Брат? Кто тебе это сказал?
- Никто, я сама знаю. Папа, он хороший!
- Ладно, дочь, пойдем в дом! Я тебе подарки привез.
- А Мартину привез?
Вот не было печали! Ладно, можно отдать плитку шоколада.
- Привез, пойдемте.
София разожгла керосинку, поставила вариться картошку. Почистила пару луковиц. Открыла банку рыбных консервов, банку американской тушенки, выложила на тарелки. Хлеб порезала маленькими кусочками, тоже выложила. Принесла из чулана бутылку, поставила рюмки, вилки разложила.
Матрена сидела на лавке у окна. Она не могла наглядеться на сыночка. Дети сидели смирно на стульях, ожидая, когда Александр отдаст им подарки.
Саша раскрыл чемодан и первое, что попалось ему на глаза, губная гармошка. Надо же, он про нее совсем забыл. Взяв в руки гармошку, протянул ее Мартину
- На, это тебе!
Софию кольнуло в сердце. Она заметила, как Саша недовольно смотрел на ее сына. Сунул гармошку, даже не назвав его по имени. Мартин взял подарок и, потупив глаза, едва слышно произнес: «Спасибо!»
Затем Александр вынул из чемодана цветастый яркий платок и подошел к Софье
- Это тебе, спасибо, что заботилась о моей дочери!
София не носила таких платков, но взяла, сказав тоже короткое «Спасибо». Саша покосился на нее, подумав, мороженая какая-то, даже улыбаться не умеет.
- Мама! Это тебе подарки. Смотри, какой теплый жакет, носи и не мерзни. Вот шаль, она тебе очень пойдет. Остальное тут ситчики всякие, сама разберешь, кому что.
- Спасибо тебе, сыночек! Главный подарок для нас, ты дома, вместе с нами. Пойдем, родной, за стол. Наверно сильно проголодался. Путь-то твой до дому не близкий был.
Александр повернулся к столу
- Я смотрю, не хило вы тут живете. Откуда такое богатство, американские консервы, казенная во.ка?
- Это все наша София, она у нас главная добытчица, она заработала.
Александр пристально посмотрел на Софию. Ладная, в меру плотная фигурка, модная прическа, беленькое личико, тоненькие бровки дугой, губки бантиком. Настоящая фрау! Напоминает немку.
Продолжение читаем здесь: Глава 12