Думаю читателям будет интересно узнать аргументы людей, которые считают - добро должно быть с кулаками.
Итак, начнём.
В Евангелии мы встречаем подтверждение Христом ветхозаветного запрета на убийство: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду… и далее следует: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст 21, 22).
В современном обществе, скорее всего под неким влиянием буддизма, сформировалось представление о том, что христианство якобы запрещает всякое убийство, а сам верующий христианин, вследствие этого положения, должен быть похожим на совершенно беззащитное существо, которое может обидеть любой, причиняя ему телесный или материальный вред, и даже убивая. При этом принимается, что ученик Христа должен строго следовать заповеди Евангелия, которая повелевает к любому насилию быть готовым подставить вторую щеку «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39).
Такое положение дел очень смущает любого, кто когда- либо приходил с интересом к вероучению христиан. Обычно по этому поводу слышны реплики: все нравится, и учение о любви, о милосердии, сострадании, но вот ради Христа превращаться в беззащитное животное как-то не хочется. Ведь мир, который существует по жестоким законам, тогда уничтожит меня, а как же тогда будут существовать мои дети и моя семья, если я не имею право защищать ее против насилия. Да, ладно бы меня, но детей отдать на растерзание преступникам могут только религиозные безумцы.
И почему собственно используется термин животного в таком случае?! Да, потому, что только животное можно отвести на убой, а тот, кто ради Господа осмелился назвать себя христианином, является по своему умственному развитию похожим на то парнокопытное, поскольку никакой взрослый человек в здравом уме и твердой памяти не сможет пойти на такую жертву. Хотел бы успокоить всех смущенных. Любой христианин пред Богом имеет право защищать своих близких, а также самого себя в той степени, которая соответствует опасности.
Действительно, в Ветхом Завете существует запрет на убийство. Слова לֹא תִּֿרְצָח (You shall not murder. англ. версия) «Не убивай» (Исх.20:13) в самом деле там есть, и Спаситель силою Своего авторитета подтверждает в Евангелии их актуальность, когда ссылается на это место в Своей Нагорной проповеди.
Дело в том, что в древнееврейском языке существует два глагола, которыми определяют действие убийства. Вот они: הרג (хараг* упрощенная русская транскрипция) и רְצָח (раца *). Первое из них более широкое и употребляется при описании всякого действия, связанного с отнятием жизни. Например, убийство животного для пропитания. Другое используется в основном, когда совершается убийство, которое является противоправным, или если лучше сказать уголовным.
Так вот, в заповеди пророка Моисея используется глагол раца. Из этого следует, что заповедь לֹא תִּֿרְצָח «Не убий» запрещает только поножовщину на бытовом уровне и разбой.
Что подтверждает правильность моего объяснения. Как известно, приблизительно в третьем веке до РХ, на Востоке был совершен перевод еврейских священных текстов (Ветхий Завет) на общеупотребительный язык того времени - древнегреческий (аналог современного английского). Этот перевод под названием Септуагинта осуществляли еврейские раввины, которые в таком случае подбирали к библейским понятиям греческие слова. Следовательно, мы можем посмотреть то, как понимал иудаизм заповедь «не убий» еще до того момента, когда в мир пришел Мессия по греческому источнику.
Вот древнегреческий аналог заповеди Моисея относительно запрета на убийство: «οὐ φονεύσεις» Исход 20:15. Именно эту цитату на греческом используют апостолы, когда излагают проповедь Иисуса Христа: ἠκούσατε ὅτι ἐρρέθη τοι̃ς ἀρχαίοις οὐ φονεύσεις ὃς δ' ἂν φονεύση̨ ἔνοχος ἔσται τη̨̃ κρίσει (Matthew 5:21).
Инфинитив греческого глагола φονεύσεις означает убийство в смысле совершения уголовного преступления. Следовательно, Христос в Своей Нагорной проповеди не касается темы убийства, которое мы совершаем вынужденно в качестве защиты себя или своих близких, либо по принуждению государством, когда в качестве воина защищаем свое Отечество.
Не упоминает эту тему Он это по одной простой причине. Ведь и так всем понятно как нужно поступать в такой ситуации.
Тогда какую меру зла Христос противопоставляет уголовному убийству, которое может в свете Его Новозаветных заповедей привлечь нас к ответственности на Страшном суде?
Вместо опасения за совершение уголовного убийства Спаситель обращает наше внимание на обуздание своей гневливости, которая может действовать в отрыве от необходимости, поскольку в справедливой ситуации мы имеем право применять его для совершения защиты. А второе - это то, что нельзя унижать достоинство окружающих людей, почитая их за ничего не стоящих («рака») или безумцев.
Таким образом, Христос показывает человечеству способ удаления самого себя из ситуаций, которые могут привести к убийству.
Первое - не позволять своей душе действовать в порыве необузданного гнева.
Второе - никогда не пренебрегать окружающими людьми, унижая их личные достоинства. Иначе это может стать причиной их агрессии против тебя.
Автор Антон Чесноков