Найти тему

Функциональная грамотность: модный тренд или реальная необходимость?

Оглавление

Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а теперь мир требует от нас развивать функциональную грамотность. Что это и нужно ли развивать ее у учеников?

Для начала разграничим эти два понятия: базовая грамотность и функциональная грамотность. Базовые умения читать и писать относятся к базовой грамотности. Но в современном мире этого недостаточно. Под функциональной грамотностью понимается некий набор навыков и компетенций, которые дают современному человеку возможность функционировать и гармонично себя чувствовать в современном мире.

Что значит быть функционально грамотным

На практике это означает, что человек:

  • умеет делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья (например, читает инструкцию к лекарствам и узнает о побочных эффектах, которые он может испытать из-за их приема);
  • знает свои права и обязанности как гражданина и как потребителя (например, понимает положения трудового договора, знает, что делать, если купил некачественный товар);
  • критически осмысливает новую информацию (различает факты и мнение, анализирует информацию, делает обоснованные выводы);
  • управляет своим личностным и профессиональным ростом (способен установить причинно-следственные связи, проанализировать информацию, эффективно управлять личными финансами, ставить и достигать цели).

Выделяют несколько типов и компонентов функциональной грамотности. Несмотря на то, что данное понятие в целом выходит за рамки предметных знаний, в школе мы можем делать акцент на формировании следующих типов: читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, креативное мышление.

Читательская грамотность

Данное понятие выходит далеко за рамки просто умения читать тексты. Здесь идет речь о способностях человека понимать, использовать и оценивать прочитанную информацию. Кроме того, он еще должен уметь и размышлять о прочитанном, использовать чтение для достижения своих целей, расширять с помощью чтения свои знания и возможности, а также использовать эти компетенции в общественной жизни.

В социальной сети появился пост: фотография красивого дома, которая сопровождалась следующим текстом: напишите эссе, чтобы выиграть этот дом. Под постом появилось огромное количество комментариев со словом «эссе». Совершенно очевидно, это свидетельство неразвитости читательской грамотности.
На самом деле от человека требовалось перейти по ссылке, чтобы открыть публикацию, прочитать статью, которая рассказывает о том, что необходимо написать эссе, в котором будет изложена мотивация выиграть дом. Кроме того, необходимо было также прочитать инструкцию, как принять участие в конкурсе, как будет выбираться победитель.
-2

Математическая грамотность

Если говорить простым языком, то математическая грамотность предполагает, что человек может использовать цифры, логику, аналитическое мышление для решения конкретных жизненных задач.

Марина нашла в интернете рецепт любимого торта, но он был рассчитан на 5 килограмм. Математическая грамотность помогла ей высчитать нужные пропорции для торта весом 2 килограмма.
-3

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Есть пять ключевых компонентов финансовой грамотности:

  • составление бюджета
  • экономия
  • управление долгом
  • инвестирование
  • управление кредитом

Таким образом, финансовая грамотность, в первую очередь предполагает умение принимать важные финансовые решения.

В СССР не уделялось внимание финансовой грамотности. Вначале 90-х годов, когда началась приватизация, абсолютное большинство людей не понимали, что нужно делать с ваучерами, как использовать условия свободного рынка для своего развития. Несмотря на наличие фундаментальных академических знаний, применить их в жизни люди не смогли. Но этим воспользовалось огромное количество мошенников, которые смогли улучшить свое материальное положение на неосведомленности населения.
-4

Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью как правило понимается способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Человек, владеющий естественнонаучной грамотностью, может использовать знания из этой области в жизни, определять вопросы, в которых требуются эти знания, описывать и прогнозировать естественнонаучные явления и т.д.

Семен Петрович каждый год осенью собирает и сжигает опавшую листву в своем саду. Его внук Петр объяснил деду, что таким образом он уничтожает почвообразующие организмы, при этом деревья в его саду не получают полезные вещества, которые образуются в результате перегнивания листьев зимой. Кроме того, листья впитывают в себя токсические вещества из воздуха, которые образовались в результате промышленных выбросов, использования автомобилей и т.д. В результате горения эти вещества способствую образованию тяжелых металлов, которые также разрушают почву и оказывают негативное воздействие на здоровье людей.
-5

Креативное мышление

Креативность — это способность создавать что-то новое. Это может быть картина или музыкальное произведение, но это также может быть новая идея. Следовательно, креативное мышление - это способность мыслить по-другому: видеть проблему под новым углом или перспективой. Это часто позволяет вам найти новое решение или даже увидеть, что проблема не обязательно нуждается в решении.

Современный мир очень динамичен и именно креативное мышление во многом дает нам ряд преимуществ в нем:

  • способность генерировать лучшие решения для удовлетворения повседневных потребностей;
  • качественно решать проблемы в личной жизни и на работе
  • повышает нашу вовлеченность в повседневную деятельность и благоприятно сказывается на нашем окружении;
  • позволяет нам сосредоточиться на самосовершенствовании, развитии гибких навыков;
  • делает нас ценным членом команды.

Креативное мышление для учителя — основа успешной педагогической деятельности.

Галина Арсеньевна заметила, что ее ученик Иван не проявляет интереса к математике, но при этом с огромным удовольствием разговаривает о пиратах, Великих географических открытиях, об исторических личностях. Тогда она предложила Ивану почувствовать себя первооткрывателем и рассчитать, какое расстояние преодолел Афанасий Никитин в своем хождении за три моря. Сколько времени у него ушло на это путешествие в наше время, используя разные виды транспорта. Сколько денег мог бы потратить купец на это путешествие сейчас?
-6

Мы рассмотрели лишь часть компонентов, входящих в понятие «функциональная грамотность», но даже этого достаточно, чтобы увидеть важность формирования навыков и компетенций, которые дают современному человеку возможность функционировать и гармонично себя чувствовать в современном мире. Ни учитель, ни ученик не смогут чувствовать себя успешными в современном мире, не обладая данными компетенциями.

Татьяна Сорокина, методист Учи.Дома

Встречались ли вы с понятием «функциональная грамотность» раньше? Делитесь в комментариях 👇🏼

#функциональная грамотность #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование