Два дня назад я посетила выставку "Веер, мой спутник верный". К счастью события обернулись таким образом что что в тот день когда я собралась посетить выставку, в Коломну приехала Екатерина Россан (одна из организаторов выставки) и решила провести экскурсию. Я на эту экскурсию, конечно же записалась! Но сначала о выставке.
Зал был небольшой, скорее даже не зал, а комната. Но экспозиция интересная.
Как кормили на балах я конечно не узнала, но касательно того, что там были веера всех видов, у меня вопросов нет.
На выставке действительно были предствалены самые разнообразные веера (кроме веера-кабриолета).
Воздушные веера предположительно середины 19 века.
И гротескные веера рубежа 19-го и 20-го веков.
Так же чёрные веера, как веер с ласточками и веер ч девушкой в красном сарафане, назывались веерами-миражами. Потому что эти веера - полупрозрачные и на фоне чёрного платья (которые были очень популярны в конце 19 века, не только как траурные, но и как бальные) живопись яркими красками создаёт эффект изображения парящего в воздухе.
Не обойтись и без вееров 18-го века, которые как всегда радуют нас своими пасторальными сценками.
Целых две витрины отведены под восточные веера.
И действительно они поражают своим разнообразием (на выставке представлены как японские, так и китайские веера).
Не могу не упомятунь одну примилую и необычную вещицу: блюдце в виде веера.
Китайцы вообще оказались монополистами в веерном производстве и именно они привили Западу моду на опахала.
Но европейцы быстро подхватили тенденцию и переняли технику производства вееров у китайцевю Таким образом стали выпускать европейские веера а-ля Восток или даже подделки восточных вееров.
Да, кстати, если вы заметили восточные веера довольно минималистичны. Но это те веера которыми они пользовались сами.
А вот вам фото веера на экспорт (тоже с выставки):
Действительно силный контраст, да?
Здесь вам и резные пластины из кости, и павлиньи перья, и прошу заметить РОСПИСЬ НА ПЕРЕ! Веера на экспорт создавались такими вычурными, в целях поддержания европейской легенды об экзотичном и пёстром Востоке, таким образом поддерживая спрос на восточный товар.
Среди восточных вееров был представлен и обещанный Кантонский веер (веер тысяча лиц).
Как и было сказано в аннотации к выставке: одежда фигурок была сделана в виде аппликации из шёлка, а из лица из слоновой кости.
Вас конечно же заинтересует почемуже на веере так мало лиц. Но не пугайтесь, это не подделка. Количество лиц действительно могло быть разным и от чего оно зависело никто не знает. Многие предполагают что оно зависело от цена веера (чем меньше лиц на веере, тем меньше его цена). Потому что веера таконого типа были в массовом производстве.
Отдельные две витрины были выделены под рекламные веера.
Одна витрина была занята рекламными веерами начала 20-го века: два веера-фонтаж и один веер-плие.
Вторая витрина была занята в основном советскими рекламными веерами, в том числе и веером с пейзажами ВДНХ.
Правда среди них были и веера конца 19 века.
Особенно обратите внимание на веер с купающейся девушкой. Это предположительно сувенирный веер (по словам Екатерины), но сценка изображённая на нём довольно пикантная для своего времени.
Говоря о сувенирных веерах не могу не упомянуть о веере "Швейцарские кантоны" представленом на выставке.
По словам Екатерины, в нём нехватает одной пластины с девушкой.
Конечно же кроме вееров на выставке были представлены и некоторые дамские аксессуары: сумочки, ридикюли, пояса, пряжки, шляпные булавки, гребни, шпильки и даже шляпа.
Кроме аксессуаров на выставке представлены манекены в женской одежде 19 века (возможно они и не имеют отношения к выставке, так как подобные манекены я видела и в других комнатах Краеведческого музея, но тем не менее они создают атмосферу).
Ну, а если вы устанете от созерцания прекрасного, то вот вам список дел которыми можно занять себя на выставке:
1. Почитать плакаты. Между витринами, на стене расположены информационные плакаты, на разные тематики: восточные веера, театральные веера, веера-миражи и Пьеро, история веера и необычная формула языка веера.
2. Посчитать человечков на Кантонском веере и найти того у которого одежда-аппликация отклеилась от экрана веера.
3. Среди всех вееров нацти веер с перфорацией.
4. Перевести текст с разворота журнала о том как сделать веер-утиву самостоятельно.
5. Оставить отзыв о выставке на веере.
6. Внимательно изучить сатиристическую сценку на веере под номером 2 на витрине с рекламными веерами начала 20-го века.
7. Отгадать загадку: какие восточные веера, действительно восточные, а какие европейские подделки?
8. Выдвинуть своё предположение касательно того в какой стране изготовлен этот веер, ориентируясь на домик.
По словам Екатерины, это веер 18 века и это европейская подделка восточного веера. Это видно не только по технике живописи, но и по крестьянам в европейских одеждах изображённых на заднем плане.
То что веер изготовлен в Европе, это понятно, но в какой стране именно непонятно. Вся надежда на крестьянский домик, изображённый на фоне крестьян. Поскольку дома у европейских стран были разные, то только ориентируясь на домик можно предположить в какой стране был изготовлен этот веер.
Ну вот и всё. Моя статья подошла к концу, и хочу сказать что это ещё не все что я видела на выставке.
Обязательно посетите её! Все подробности в группе ВК "Веер, мой спутник верный": https://m.vk.com/hand_fan
Подписывайтесь на мой канал и лайкайте! И не бойтесь писать комментарии и задавать вопросы! Я всегда рада пообщаться!
#ЖаннаПомпадур #Веер,мойспутникверный #Коломна