За время существования Севастополя, то есть с 1783 года и доныне, каких только проектов не предлагали. Некоторые из них были похоронены навечно, тогда как другие изъяты с полок. С таких проектов была сдута пыль, идея переосмыслена и, представьте себе, некоторые уже реализуются. В данном случае речь пойдет о музее христианства, который в обозримом будущем начнет свою работу на территории Нового Херсонеса.
Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон, давая комментарий по этому поводу, говорит о том, что подобный проект прежде рассматривали в 1913 году, но события 1914 и последующих годов не позволили осуществить задуманное.
1849
Не побоюсь уже в который раз поправить митрополита, потому что точно знаю, что идея организации музея христианства была подана гораздо раньше - в 1849 году, когда в «Записке о восстановлении древних святых мест по горам Крымским» архиепископ Херсонский и Таврический
Иннокентий упоминает о необходимости создания монастыря и храма, освященного в память св. Владимира, на городище. Тогда же была высказана идея о том, чтобы разрешить монахам собирать и описывать древности.
1853
И в 1853 году начались раскопки, проводимые графом Уваровым А. С. по поручению министра уделов Перовского Л. А. Стадия согласования разрешения на проведение работ на территории монастыря была пройдена, также была достигнута договоренность о том, чтобы для условной музеефикации в монастырь передавали артефакты, датируемые не ранее 1 в. н. э. Все бы было, наверное, так, как задумывал архиепископ Иннокентий, но случились смерть епископа и Крымская война, а также все сопутствующие сложности.
1870-е
В период возрождения Севастополя опять эта идея возникает и муссируется различными учеными-археологами и руководителями, видоизменяясь от музея христианства до византийского и впоследствии музея древностей в целом и общем без разделения эпох и культов.
Так или иначе, долгое время местом хранения артефактов служили хозяйственные и вспомогательные помещения монастыря. Вице-президент ООИД Н. Н. Мурзакевич в конце 1870-х предлагает построить отдельное здание для хранения археологических ценностей, и даже кондуктор Черноморской минной роты Пруденков составляет проект здания в византийском стиле. Проект был раскритикован Бертье-Делагардом А. Л. сразу по нескольким параметрам плюс попросту не было средств на строительство. Идея так и не была реализована.
1888
Уже в который раз возрождается идея создания музея христианства в 1888 г. В это время шли работы по завершению строительства и росписи собора св. Владимира в Херсонесе. И снова была подана мысль об организации музея христианства в нижнем храме, в котором, как известно, находятся остатки церкви, где предположительно крестился князь Владимир. Поскольку в 1888 году 15 июля предстояло отметить 900-летие крещения Руси, то в нижнем храме планировали сделать все приготовления для достойного празднования, в том числе обратить это пространство в музей.
Создать экспозицию предполагалось за счет находок византийского периода, обнаруженных на территории Херсонеса, а также доставить сюда некоторые артефакты из музея ООИД. Уместность реализации такой идеи в этом месте подкреплялась наличием древнего храма, особенностями декора помещения и многочисленными артефактами, принадлежавшими эпохе становления христианства на территории Херсонеса и Крыма. Автор уверял что музей никак не сможет помешать празднованию, а напротив, органично дополнит его, позволяя если не буквально, то фигурально прикоснуться к таким значимым для всего христианского мира объектам.
И снова идея не была реализована. Потому что к тому моменту всеми раскопками уже заведовала Императорская Археологическая Комиссия, которая воспретила передачу монахам каких-либо артефактов, да и сама задумалась о создании собственного музея. Добавьте ко всему этому отсутствие профессиональных кадров среди монашествующих и отсутствие финансирования. Не меньшую роль в качестве контраргумента сыграл неизменный скепсис со стороны столичных господ к провинциальным музеям.
Результатом такого подхода стало открытие в 1888 г. Склада местных древностей, который послужил прообразом музея, но не христианства. Отвечал за раскопки на городище и заведовал музеем К. К. Косцюшко-Валюжинич.
1899
Прошло еще 10 лет, и уже в 1899 году епископ Таврический Николай снова говорит о создании музея христианства, но в ответ получает критику со стороны председателя все той же ИАК Бобринского А. А., и снова идея снова отправляется на полку до лучших времен.
2020-е
Про проект от 1913 года, о котором говорит епископ Тихон, мне пока ничего не известно. Но известно о том, что на территории Нового Херсонеса вовсю идет строительство нового музейного комплекса, в составе которого обязательно будет музей христианства. Кстати, первый в России. Мне кажется, что вся современная идеология, которой как бы нет, как раз и строится на основе базовых ценностей, в числе которых христианская и православная религия, а вот ни одного подобного музея на территории России до сих пор нет. Но будет спустя 175 лет (или чуть поболее) с момента подачи идеи архиепископом Иннокентием. Долгий путь.
Источники:
1. Газета Крым, 1888, 28
2. Шаманаев А. В. Проект создания "Христианского музея" в Херсонесе во второй половине XIX века