Главный труд великого французского писателя. И дело не только в объеме. То, какими словами описывает Гюго своих героев, с какой трепетностью относится к истории Франции и жизни простой городской черни - все это позволяет читателю проникнуться произведением и не раз огорчиться или порадоваться, испытать счастье или разочарованием вместе с персонажами.
Считаю примечательным следующий факт: сам Гюго никогда не испытывал нужду, но жизнь обездоленных описал так, как будто провел с ними не один год, засыпая в лесу, завернувшись в плащ, или в статуе слона - под скрежет крысиных зубов, пытающихся перегрызть отделяющую их от человеческой плоти проволоку (вы ведь помните ночлежку Гавроша?).
"Отверженных", наверное, можно отнести к тому типу произведений, которое многие "читали". Именно в кавычках. И это понятно: слишком нелегко продираться сквозь пространственные рассуждения Гюго: о мировоззрении преосвященного Бьенвеню, например, или о вечном стремлении французов (парижан, в частности) к справедливости.
С другой стороны, мне лично очень нравятся авторские отступления о сражении при Ватерлоо, о воспитании в монастыре, о парижских мальчишках.
Но одно бесспорно: все эти отступления делают текст почти на треть больше. А еще они очень важны. Те же самые взгляды преосвященного Бьенвеню и его образ жизни влияют на всю дальнейшую судьбу Жана Вальжана, а главы о бунтарстве французов и сражении при Ватерлоо помогают понять настроения общества в описываемый период.
Так что, выбирая, читать или нет авторские отступления, прихожу к однозначному выводу - все же читать.
В центре повествования - судьба бывшего каторжника Жана Вальжана. Попавший на каторгу за мелкое воровство, он вынужден скрывать свое имя. Один только факт, что он бывший каторжник, захлопывает перед ним двери постоялых дворов. Отовсюду его гонят. И только в доме епископа находит он временный приют.
И как отблагодарил Вальжан преосвященного Бьенвеню? Ограбил! Но был пойман. Однако епископ - мыслимое ли дело! - солгал, сказав, что сам отдал серебряные вещи Вальжану. И это перевернуло душу бывшего каторжника.
И вот, спустя некоторое время, в небольшом городке Монрейле поселяется некто господин Мадлен. Он строит фабрику, и город начинает при нем процветать.
Параллельно мы следим за судьбой несчастной Фантины. Брошенная любовником, беременная и отчаявшаяся, без средств для существования, она становится никому не нужной, выброшенной парижанами из любого человеческого общества.
Родив ребенка, Фантина решает вернуться домой. Но что ее ждет дома? Это неведомо. Фантина совершает отчаянный поступок: отдает дочку незнакомым людям, обещая платить им за содержание девочки.
Затем она устраивается на фабрику к господину Мадлену и платит по всем присылаемым счетам, лишь бы дочке жилось хорошо.
Однако некоторые люди хуже бесов: вот и в романе одна блюстительница морали не поленилась разузнать, куда это ездит Фантина.
Судьба к несчастной женщине снова несправедлива. Теперь она нищая. А счета все идут и идут. И вот Фантина сначала продает свои волосы, потом зубы, а затем становится продажной...
Несчастные судьбы обычных людей, возможно, как никто другой достойных простого человеческого счастья - вот что интересует Гюго.
И не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, что у Жана Вальжана впереди еще много неприятностей (полицейский Жавер буквально преследует его, как злой рок), что Фантину ждет скорая кончина, а ее дочь Козетту - невыносимо трудное детство.
Оба эти человека - Вальжан и Козетта - словно созданы друг для друга. У одного - нерастраченная способность любить и дарить любовь. У другой - душа, истомленная невзгодами и жаждущая простого человеческого тепла.
Но впереди еще много приключений и разочарований, с которыми предлагаю читателям познакомиться самостоятельно.
Про одно не могу не написать. Жан Вальжан умирает. Несмотря на всю искреннюю любовь к нему Козетты, мы уже через несколько лет видим могилу Вальжана заброшенной. И это печально. Конечно, жить надо ради живых, но все же, все же...
Невероятно сильное, пронизывающее душу насквозь произведение классика мировой литературы.
Не забывайте ставить класс. Это большая поддержка для автора, уж поверьте. Пишите комментарии, даже если в корне со мной в чем-то не согласны: когда все пристойно, то спокойно отношусь к критике.