Не звоните мне больше!
Сейчас почти невозможно позвонить человеку, если у него не сохранен твой номер телефона: просто не возьмет трубку. Я, например, не беру. Потому что в некоторые дни (чаще всего это особенно невыносимо в выходные) телефон просто взрывается: один номер за другим. И если ответить (вдруг по работе?), то у тебя вежливо и растянуто уточнят имя-отчество, а потом начнут безостановочно тараторить об одобренных кредитах, персональных предложениях или срочной необходимости сообщить какие-нибудь персональные данные, если я не хочу лишиться оставшихся денег. Я обычно сразу сбрасываю звонок. Но, оказывается, так делать не следует – звонки не прекратятся.
Как правильно поступать с навязчивыми звонками, рассказала эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко на сайте «Моифинансы.рф».
«Спам-звонки с предложением оформить кредит могут поступать из банков, партнерских кол-центров или от мошенников», — уточнила эксперт.
Если звонят из банка, с которым вы имеете какие-то отношения – обслуживаетесь там, имеете карту, счет, брали кредит – то это легко объяснимо. Заключая договор, вы подписали согласие на обработку персональных данных, в числе которых – ваш номер телефона. Вероятно, в этом документе также прописывалось согласие на предоставление рекламной информации: вы просто не обратили внимания или даже не прочитали текст, когда подписывали.
И вот теперь назойливые звонки портят вам выходные, вечера и обеденные перерывы. Вы сбрасываете или игнорируете их или бросаете трубку на первой секунде, но звонки продолжаются. На самом деле вам нужно просто позвонить по официальному номеру горячей линии банка и попросить, чтобы ваш номер удалили из базы колл-центра.
«Клиент вправе решить, хочет ли он в дальнейшем получать подобную информацию, а также выбрать способ ее получения», — отметила Ольга Дайнеко.
Можно также отправить электронное письмо с этой просьбой на адрес для обратной связи. Если это не помогло, напишите заявление в свободной форме в двух экземплярах. Один оставьте у себя, второй унесите в офис финансовой организации.
В обращении вы можете ссылаться на Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Согласно ему, любое распространение рекламы с помощью телефона разрешается только при согласии клиента. Если сотрудник контактного центра станет указывать на ваше согласие на обработку персональных данных, ссылайтесь на ФЗ «О персональных данных» от 30 января 2007 года, который позволяет только обрабатывать ваши данные, но не использовать их в целях рекламы.
Если звонит сторонняя организация – вы там кредит не брали и никогда никаких дел с ней не имели – значит, произошла утечка персональных данных. Их просто включили в базу потенциальных клиентов без вашего согласия и пользуются для продажи своих услуг. Это незаконно. В таком случае, спросите, откуда у звонящего ваш номер телефона – скорее всего, этот вопрос поставит его в тупик и звонить вам перестанут.
Если не помогло, и звонки от «левого» банка или микрофинансовой организации продолжают досаждать, отправьте на адрес компании или отнесите лично запрос с просьбой сообщить источник получения ваших личных данных и запретить их дальнейшее использование. Если и это не помогло (что маловероятно), можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу или в суд. Нелишним будет установить специальную программу для записи телефонных переговоров и при подозрительных звонках предупреждать об этом собеседника (записи можно использовать в суде).
Бывает, что вам звонит не живой человек, а робот. В этом случае не стоит сразу бросать трубку – в конце рекламного звонка будут контакты организации. Нужно обратиться по ним и потребовать объяснений.
Сложнее обстоят дела, если звонят мошенники – им даже претензии писать некуда, а номера, с которых они звонят, постоянно меняются. По-настоящему действенных средств против таких звонков, к сожалению, нет. Можно только устанвоить программу блокировки нежелательных спам-номеров.
Тут на первый план выходит другой вопрос: как распознать мошенников и не поддаться на их уловки. К сожалению, еженедельно зауральцы (и не только) переводят на счета злоумышленников миллионы рублей.
Признаки того, что вам звонит мошенник:
— звонящий требует сообщить конфиденциальные данные вашей карты (PIN-код, код безопасности) или SMS-пароль;
— требует заранее выплатить определенную сумму (например, оплатить комиссию за перевод займа);
— торопит вас с решением, давит, переубеждает, в том числе и в грубой форме;
— не может ответить на простые вопросы о предполагаемом месте своей работы: назвать номер свидетельства организации или адрес офиса;
— представляется работником банка, но не может ответить на вопросы о счете клиента (например, о текущем балансе).
«Если звонят действительно из банка или по его поручению, потенциальному клиенту будет предоставлена исключительно рекламная информация, но никогда не потребуется предоставить персональные данные или совершить действия по оформлению кредита немедленно по телефону», — подчеркнула Ольга Дайнеко.
Никогда не давайте звонящему никакой информации о себе! Не совершайте никаких действий, к которым принуждает звонящий вне зависимости от объяснений!
Часто звонок застает человека врасплох, и он сгоряча может сообщить свои данные, даже PIN-код своей карты. Поэтому если звонящий сообщает, что ваши деньги в опасности и нужно немедленно сообщить данные карты для блокировки, не спешите общаться с ним. Возьмите паузу и попросите перезвонить, а затем сразу свяжитесь со своим банком, чтобы выяснить, был ли звонок действительно оттуда.
Возьмите за правило всю поступившую информацию тщательно проверять в официальных источниках — на сайте финансовой организации, по телефону колл-центра или в отделении банка очно. Это защитит вас от настоящих, а не придуманных финансовых потерь.
А чтобы освободить себя хотя бы от легальных но надоедливых звонков, перестаньте обреченно их сбрасывать, шарахаясь от телефона при виде каждого незнакомого номера. Просто встретьтесь, наконец, с проблемой лицом к лицу: попросите прекратить вам звонить. Жить станет проще.
#финансоваяграмотность