В разное время так называли население различных частей побережья Белого и Баренцева морей, бассейнов рек Онеги, Северной Двины, Печоры, Мезени и близких к ним областей.
Исследователи спорят об этнической принадлежности поморов. Да это и не так важно. Жителей тех мест объединяло море. Возможно, ещё со времён колонизации Русского Севера Великим Новгородом (c XII века) здесь начала складываться особая общность людей со своими представлениями о мире, традициями, фольклором, укладом жизни.
Поморы общались на особом поморском говоре. В его основе лежал русский язык с элементами некоторых финно-угорских языков и древненовгородского диалекта. И православие здесь тоже было особое, северное. Возьмём хотя бы глубокое почитание Николая Чудотворца, покровителя мореходов. Или уникальную деревянную храмовую архитектуру. После церковного раскола в середине XVII века на Севере сложилось поморское согласие старообрядцев-беспоповцев.
Поморы были прекрасными мореплавателями, рыбаками и судостроителями. Есть мнение, что первыми достигли берегов Шпицбергена именно поморские мореходы на своих кочах ещё в XII веке. Помор Семён Дежнёв с экспедицией на тех же кочах открыл пролив между Евразией и Северной Америкой в 1648 году. Кстати, коча - это традиционное промысловое парусно-гребное судно длиной не более 25 метров. Такие суда использовались поморами с древности до конца XIX века.
В наши дни осколки материальной и духовной культуры поморов можно увидеть лишь в музеях и некоторых местах на Русском Севере. По Всероссийской переписи населения 2020-2022 годов, поморами себя считают 2232 человека.