Сравнительно с деревьями – человечество вид молодой. Лес же существовал задолго до того, как люди приняли свой нынешний образ. Но с тех пор, как оформились первые человеческие общины, две экосистемы оспаривают первенство на планете.
В начале явное преимущество было на стороне леса. Устойчивые сообщества не раз переживали климатические скачки, пожары и наводнения, смещения земной коры и нашествия вредителей. Человек же был слаб и тщедушен и оставался скорее частью леса наравне с прочими мохнатыми обитателями. Однако, кто-то там - на высших уровнях бытия взболтал коктейль эволюции и дал человечеству шанс.
Шаг за шагом крепла и развивалась человеческая цивилизация, а лес стал питательным субстратом. Лес кормил, согревал, лес и защищал, и лечил. Из лесной плоти строились жилища и средства передвижения.
Многие века люди воздействовали на лес, формируя его наравне с насекомыми, ветрами, направлением течений и наклоном земной оси.
Но и лес оказывал влияние на человечество, особенно на те народы, что жили и формировались в лесной среде.
В этнографии давно известен феномен ландшафта. Когда природный ландшафт оказывает влияние на мировоззрение, культуру, а порой даже на интерьер. Так арабо-еврейскую культуру формирует камень, а европейскую, (к коей относимся и мы – россияне) – лес.
В культуре цивилизация всегда противопоставляется лесу. Лес воспринимается, как некое первобытное, первородное, хаотичное начало. Человеческое поселение – космос, порядок, центр мира.
Так называемые обряды перехода, (инициация) всегда проходят в лесу. Для перехода на новый жизненный уровень требуется погружение в первородное состояние.
Даже сегодня, как немцу, так и россиянину, когда приходится над чем-либо поразмыслить, принять трудное решение или просто отдохнуть душой, выбросив из головы сомнений груз – желанна прогулка в лесу либо в парке, но чтоб вокруг непременно обступали зелёные великаны и задумчивый шум ветра в листве успокаивал расшатанные нервы. Уверяю, Вас это не с проста.
Едва явившись на свет, лесной житель тянется ручонкой к деревянной игрушке, чуть позже к ложке, садится за деревянный стол и на деревянную лавку и ныне с белого листа (тоже дерево), а раньше с бересты прочтёт сказания о днях давно минувших. А придёт время покинуть этот мир, так опять же в деревянном гробу схоронят. Всё вокруг - лес
Вятичи и радимичи, балты и кельты и германские народы – всё это лесные люди, потомки, которых ныне обитают в бетонных джунглях. Если вдуматься наши города тоже напоминают лес с его многоярусной структурой. Наша психология меняется медленнее, чем технический прогресс. И все мы в какой-то степени заложники большого плохо контролируемого процесса.
Но прочь тревоги! Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а человечество за относительно малый срок успело наделать столько всего, что и ошибаться не грех.
Однако, вернёмся к вопросам культуры, где образ леса фигурирует с неукоснительным постоянством.
Во-первых, само бытие описываем мы через образ мирового древа.
- Уходящие в глубь веков корни – предки,
- Цветы и плоды на устремлённых к небу ветках – наши потомки,
- Ствол, по которому движутся соки жизни от предков к потомкам - это мы, ныне живущие. Словно Атлант держим связь между прошлым и будущим.
Во-вторых, фольклор наш насквозь прошит персонифицированными образами леса.
Откуда, скажем, взялась «волшебная палочка»?
Из древних поверий, будто цветущее древо обладает особой целительной энергетикой. Отсюда же и обычай завивать берёзку на Троицу.
И Баба-Яга – Великая Праматерь (женское начало) конечно обитает в лесу.
В европейской мифологии сплошь и рядом встречаются сакральные деревья, да и в славянской мы находим «Велесовы рощи» чаще всего дубовые.
Интересна такая мысль: судя по сакрализации дуба и берёзы можно предположить, что расцвет язычества связан с периодом потепления (тогда этих деревьев было много). Следовательно, культ плодородия и соответствующих обрядов, направленных на «лёгкое поведение»
Начиная с 13 века на планете малый ледниковый период – и расцвет христианской аскезы. А вместе с ней елей и можжевельников.
Период похолодания заканчивается и начинается ренессанс, как бы кешбэк языческой свободы.
Закончить сегодняшнее эссе хочется оптимистичным стихотворением Фета. Тоже как никак культурный феномен.
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
На этом точку не ставим, ибо, рассуждая о прошлом, необходимо хоть одним глазком смотреть в будущее!
Но об этом в следующей публикации!
Начало эссе - ЗДЕСЬ!
Иллюстрация - фоторепродукция картины "Закат в лесу" Художник Архип Куинджи
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!