Часть 1
Санитарка Лидия Кирилловна подошла к Ульяне и попросила отойти на разговор.
- Слушаю вас, Лидия Кирилловна. Вы пораньше уйти хотите, подменить вас?
- Нет, милая, о другом речь.. Понимаешь, Захарушке вчера семь годков стукнуло, в этом году бы ему в школу пойти...
- Вы же понимаете, что сейчас это невозможно, - удивляясь ее словам, сказала Ульяна.- В какую школу, коли разрушены они, да и разве до учебы сейчас? Город восстанавливать надо.
- Мальчишка он у тебя шибко умный, все на ходу схватывает. Ты бы, милая, поехала бы в какую другую местность, зажила бы тихой жизнью, да мальчонку бы растила. А что здесь? Спать в коридоре, да на ужасы эти смотреть? Не детское это дело.
- Я бы рада уехать, - Ульяна опустилась на стул и стащила с головы белую косынку. - Да некуда. И здесь тоже, кроме госпиталя, некуда податься. Нет моего дома, нет мамы и папы, нет бабушек...
- Сестра у меня есть, в Степном живет. Одинокая женщина, сын у нее служит, так что живет баба одна. Дом хороший, крепкий, школа есть в селе. Поехала бы к ней, ужились бы вместе. Ты ей по хозяйству подсобишь, а она тебе крышу над головой, да место у печки теплое. Она добрая женщина, знает, что от ласкового слова язык не усохнет. А там покой и тишина. О мальчонке подумай.
- Я не думаю, что это удобно.
- А ты не переживай, я ей письмо с тобой передам! - обрадовалась Лидия Кирилловна. - Зинаидой ее кличут, Зинаида Кирилловна.
*****
Ульяна не долго думала и собралась в путь-дорогу. Ее здесь ничего не держит, и искать ее здесь никто не будет. Мыслями она все чаще и чаще обращалась к Грише, но раз ни одной весточки за три месяца не прислал, знать, забыл он ее...
В конце апреля 1943 года Ульяна и Захар вошли в село и, после недолгих расспросов местных жителей, добрались до дома Зинаиды. Увидев женщину, Ульяна улыбнулась: как они с Лидией Кирилловной были похожи, одним словом - сестры.
- Кого-то ищете, родненькие? - ласково спросила Зинаида Кирилловна.
- Стаханцева здесь проживает?
- Да, это я.
- Мы вам письмо принесли от вашей сестры, от Лидии Кирилловны.
- А чего не почтой, и не телеграммой?
Ульяна пожала плечами и передала свернутый заклеенный листок темноволосой женщине с добрым лицом.
Зинаида прочитала письмо, качая головой и утирая подступившие к глазам слезы кончиком платка.
- Ох, ребятушки, что же вам довелось пережить. Заходите в дом, чего стоять? Заходите!
На следующий день Ульяна отправилась к председателю и ее определили на работы, предстояла посадка картошки и сейчас все причастные к этому перебирали семенные клубни. О брате она не беспокоилась, Захар за эти несколько месяцев повзрослел, стал серьезным и ответственным, к тому же тетя Зина была рядом.
А уж как женщина была довольна своими жильцами - Ульяна ей и дом весь вымыла до блеска, окна сияли чистотой, занавески накрахмаленные радовали глаз, сарай перебрала, во дворе только что вышедший из земли сорняк вырвала, чтобы не допустить зарослей.
- Королевишной себя чувствую, прямо. Ничего делать не даешь.
- Я справляюсь, а вы поберегите себя, а то опять голова кругом пойдет, - ласково уговаривала Ульяна тетю Зину, которая схватилась за лопату и вышла на огород грядки копать. - На вас и так обед, и этого достаточно.
- Вот придет мой Гришенька, увидит, какая у меня жиличка рукастая, да хозяйственная, вот и сосватает тебя.
Услышав это, Ульяна удивленно посмотрела на Зинаиду. Впервые за две недели она услышала имя ее сына.
- Вашего сына Григорием звать?
- Да. Удивлена? Я мать того самого лейтенанта, которого ты спасла в тот ужасный декабрьский день.
- Этого не может быть, как вы узнали? - лопата выпала из ее рук и Ульяна подошла к ней. - Как?
- Письмо... Лидочка мне письмецо черкнула, где все и рассказала. Садись, поведаю тебе...
Когда от Гришеньки письмо пришло, я хворала, встать не могла, а в январе мне Лида телеграммку и прислала, писала, что в госпитале теперь работает, что Гришеньку там встретила. А потом эта лисица решила вас свести, вот и отправила тебя ко мне..
- Я ничего не знала, я даже не знала, что она тетя Гриши, - развела руками Ульяна.
- Вот такая у меня сестра, с причудами, - засмеялась Зинаида. - Вместе с тобой она письмо передала, где и написала, что, мол, ты и есть та самая девчонка, что спасла его. Попросила помочь тебе. Я и согласилась, девка ты, я вижу, хорошая, мне такая невестка не помешает, коли согласишься. Гришка мой парень хоть куда, да робкий больно, как девку видит, так язык не слушается.
- Ну я бы так не сказала, ваш Гриша еще в госпитале замуж меня позвал, - вспыхнула Ульяна.
- Значит, полюбилась ты ему. А может и он сам изменился. Время сейчас какое... Одним днем живем. А ведь я тебе говорила, намекала, да ты все мимо уха... Говорила про Сталинград, про госпиталь, про звание его...
- Да я и подумать не могла, что так бывает! Думала, просто совпадение. Кто же знал, что ваша сестра такая сводница, - улыбнулась Ульяна.
- Это она может, - кивнула Зинаида. - С отцом Гриши она меня тоже хитростью свела, двадцать годков душа в душу прожили. А теперь вот за сына моего взялась, - она приобняла Ульяну и девушке вдруг стало так хорошо на душе, она почувствовала рядом родную душу...
Она стеснялась писать Григорию письма, зато Зинаида исправно строчила послания сыну, ни слова ни говоря о девушке, которая с ней проживала.
- А чего? Не только Лидке баловаться, я тоже, может, та еще интригантка! - смеялась Зинаида.
***
Теплый май 1945 год поселил в сердце девушки не только радость, но и страх. А вдруг Гриша и думать про нее забыл, а вдруг ему будет неприятно видеть ее здесь? А вдруг у него уже другая зазноба на сердце?
- Все хорошо, милая, отчего грусть на лице? Захарушка третий класс заканчивает, у тебя работа есть, крыша над головой, страна победу празднует, а ты грустишь, - Зинаида, сидевшая на лавочке, покачала головой, увидев Ульяну, которая вошла во двор.
- Боязно мне, тетя Зина. - Ульяна подошла к лавке, села и вытянула уставшие ноги. - А ну как Грише не радостно будет меня здесь увидеть? Мы ведь всего месяц знали друг друга, и то общались лишь когда я могла выкроить минутку.
- Знаешь, иногда и дня хватает, чтобы голову потерять.... Садись, развею твои страхи, прочитаю письмецо, что утром пришло.
Зинаида достала из кармана желтый листок и, прищурившись, начала читать:
"Здравствуй, милая мамочка. Вот и закончился мой трудный путь, теперь я возвращаюсь домой с победой, чтобы припасть к твоим ногам, почувствовать теплоту твоих рук и увидеть твои глаза цвета неба... Я очень по тебе скучаю и дни кажутся вечностью. Так хочется обнять тебя, милая моя мамочка. Жди меня к середине июня, я приеду домой, ну а после отправлюсь искать ту, которой обязан жизнью, которая позволила мне вновь увидеть небо и весь белый свет...Не знаю, найду ли я ее, но есть в душе надежда. Я утонул в ее карих глазах, сошел с ума от взмаха ее ресниц, а ее нежный голос так ласково убаюкивает... У нее чудесное имя - Ульяна.
Не сватай никого за меня, искать я буду ту, которая из головы не идет, ту, что снится по ночам.
Жди меня, мамочка, люблю тебя, твой сын Гриша."
Ульяна заплакала, закрыв лицо руками.
- Ты чего? Если не мил тебе мой сын, так и скажи.
- Я тоже его очень жду, но мне было страшно от того, что он забыл меня. А теперь я поняла - его сердце чувствует то же самое...
****
В середине июня по пыльной сельской дороге вышагивал бравый солдат, гремя медалями. Народ выбежал на улицы, так встречали каждого, кто вернулся в отчий дом. Ульяна пыталась успокоить учащенное сердце, рядом сидел Захар и удивленно смотрел на сестру.
- Чего ты такая бледная, почему руки дрожат?
- Гриша домой возвращается, вот и волнуюсь.
- А чего волноваться? - Захар плечами пожал. - Замуж пойдешь за него, вот и все дела.
- Глупый какой, просто все так, да? Волнуюсь я, лучше книгу почитай.
- Чего читать? Все уж прочитал. На улицу я пойду.
Во дворе как раз раздался шум, вскрикнула от радости Зинаида, тут же Ульяна услышала голос Захара и не успела она глотнуть воды, чтобы промочить от сухости горло, как дверь распахнулась и в дом ворвался Григорий.
- Ты здесь! Ты ведь не привиделась мне, это правда ты?
Ульяна кивнула и сделала шаг ему навстречу, утопая в его крепких объятиях...
ЭПИЛОГ
Несмотря на то, что они были мало знакомы, но их тянуло друг к другу и за эти три года чувства, вспыхнувшие ярким пламенем, не угасли. Григорий и Ульяна поженились уже через пять дней после его возращения. На свадьбе была и Лидия, которая лукаво посматривала на молодых и потирала руки от того, что ее затея удалась. Ей нравилась Ульяна и она знала, какие чувства Гриша испытывает к этой молодой девушке, так отчего бы им было не помочь?
Через год у них родилась дочь Соня, а еще через три года сын Тимофей.
Захар учился в школе и мечтал стать военным.
Зинаида с рождением внуков будто обрела вторую молодость, она помогала с детьми и называла Ульяну не иначе, как дочка. А Ульяна часто вспоминала тот день, когда выбралась из подвала за снегом, чтобы принести его страдающему от жажды брату. Именно в тот день, на ступеньках, ведущих в подвал, она нашла свою судьбу.
Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ
Прошу прощения за ошибки и несоответствия, если они есть...
128