Найти тему
Хельга

Увидеть небо...

Фото автора
Фото автора

Памяти героев и участников Сталинградской битвы...

Ульяна сидела в подвале и стучала зубами от холода. А еще очень сильно хотелось пить. Рядом сидел и плакал маленький шестилетний Захар, ее брат. Он единственный, кто выжил в тот день, 23 августа, когда улицы Сталинграда запылали и запахло порохом и кровью. Тот день, когда даже Волга горела... Мать и отец шестнадцатилетней Ульяны и шестилетнего Захара не добежали до укрытия всего десять метров. Ульяна никогда не забудет тот миг, когда мать с криком:

- Не выходи! В подвал! В подвал!- бежала к своим детям и как раздался грохот и она упала, а следом и отец накрыл ее своим безжизненным телом.

В тот день Ульяна поняла - она должна выжить ради брата, она должна сохранить ему жизнь, потому что теперь она, хрупкая худенькая девушка, в ответе за единственного родного человека.

Они не смогли эвакуироваться, отец и мать работали на заводе, им не положено было, а теперь юной девушке и ее брату предстоит борьба за жизнь...

Иногда, боясь попасть под пули, они с Захаром выбирались на территорию тракторного завода и искали там себе пропитание в виде патоки, которую долго вываривали, чтобы избавиться от запаха керосина.
Вот уже две недели они прятались в подвале одного из разрушенных домов, пытаясь продвинуться все ближе и ближе к окраине города и постараться из него выбраться. Вместе с этим они знали - красноармейцы отступают, снаружи лед превращается в пламя, а снег окрашен в серый пепел...

- Я пить хочу... - захныкал Захар. - И есть хочется.

Ульяна, которая делала вылазку по развалинам дома, нашла в одной из разрушенных квартир мешочек с сухарями. Это был настоящий клад! А вот с водой было сложно. Там, наверху, вновь загрохотало, слышались крики, а рядом плакал Захар, едва шевеля пересохшими губами.

Взяв в руки солдатскую каску, которую она подобрала по дороге в подвал, Ульяна глубоко вздохнула и, кинув взгляд на Захара, прошептала:

- Господи, если ты есть, помоги...

Она выбралась из подвала и побежала вдоль стены. Вон сугроб, надо зачерпнуть каской снег и успеть вернуться обратно. Пуля просвистела над головой, девушка пригнулась, сделала еще пару шагов и зачерпнула снег рукой и затем отправила его в рот, морщась от холода, который заломил зубы. Затем зачерпнула полную каску. Обратно она буквально пластом ползла в свое убежище. И вдруг вскрикнула - на ступеньках в подвал лежал раненый солдат. Он стонал и прижимал руку к животу. Быстро спустившись вниз, она отдала каску со снегом брату, а сама побежала назад.

- Потерпи, родненький, сейчас я тебе помогу. - Ухватив за шинель лейтенанта, она потянула его вниз по ступенькам. Помочь она ему могла, с братом они побывали на многих руинах и она набила полную сумку бинтов, зеленки и йода, прихватив на всякий случай и микстуры, которые находила в аптечках.

Затащив его в угол комнатушки, в которой они сидели с братом, она принялась оказывать первую помощь. Солдат стонал, но она хладнокровно обрабатывала рану.

- Врач нужен, родненький, я сделала все, что смогла.

- Спасибо тебе. Как зовут ? - прохрипел боец.

- Ульяна. Смирнова Ульяна. Ты будешь жить, слышишь? Будешь.. Я попробую добраться до ваших, пусть тебя заберут и окажут помощь.

- Не рискуй, не надо...Кончился мой путь, не увидеть мне больше неба... Не услышать голос матери...

- Не говори так, я обещаю тебе, ты увидишь еще небо...

Ульяна прислушалась - на улице все стихло, не слышны были крики. Сделав знак брату сидеть тихо и молчать, Ульяна выбралась наружу и увиденная картина заставила ее лишь поморщиться - она привыкла уже за четыре месяца ко всему и страх ее притупился, лишь инстинкт самосохранения еще преобладал. И тут появилась из-за угла машина. Она сперва присела, спрятавшись за сугроб, но увидела, что это свои. Выскочив, она замахала руками.

- Ты ополоумела, девка? - водитель выскочил из машины, следом с пассажирской стороны вышел человек в форме майора. - Марш в укрытие, ребенок!

- Послушайте, в подвале раненый, ему нужна помощь. Что смогла - я сделала.

Майор и его водитель кинулись за ней в подвал и, увидев спасенного, обрадовались.

- Гришка, живой, брат! - майор наклонился к нему и приобнял.

- Живой, спасибо этой красавице, она меня буквально затащила в подвал и перевязала, - тихо, едва шевелив губами, ответил Григорий.

- Сашка, - майор обратился к водителю, - давай, подсоби, потащили его наверх.

- Довезем ли? - усомнился Сашка. - Все дороги перекрыты..

- Попробовать можно. Самое главное, прорваться к рынку, а там уже и в госпиталь определим.

Они потащили его наверх, а Ульяна тихонько, чтобы они не видели, перекрестила их.

- Хоть бы довезли, - обняв брата, она посмотрела на бинты, что валялись на полу. - Попил?

- Да. Есть хочется... - пожаловался он.

- Потерпи, надо тянуть, неизвестно когда еще получится добыть хоть кусок хлеба, а то опять будем шкуры есть...

Захар поежился и отвернулся. Вдруг они услышали топот ног, Ульяна крепко обняла брата и тревожно посмотрела в коридор, затем выдохнула с облегчением - это Сашка, водитель.

- Быстро в машину, поедете с нами, негоже ребенку здесь сидеть в такой собачий холод.

- Куда?

- Да хоть куда, попробуем прорваться. Ну а коли не получится.. Так хотя бы попытались. Поедете?

Ульяна кивнула. Ей было страшно в этом подвале, повсюду бегали голодные крысы, по ночам было сыро и темно, и если есть хоть малейшая возможность спастись из этого ада, она ее использует.

- Пошли, Захарушка, сумку возьми с медикаментами.

Взяв с собой свои скромные пожитки, они выскочили на улицу, прыгнули в кабину машины, в которой было теплее, чем подвале и доверились своим спасителям...

У нее не было страха, была только усталость и, едва Захар задремал на ее коленях, Ульяна сама прикрыла глаза и уснула. Только когда машина стала делать резкие повороты и раздавался грохот, тогда она открыла глаза и пыталась унять стучащее сердце. С одной стороны сидел брат, с другой стороны Григорий, которого она спасла и Ульяна, как наседка, инстинктивно прикрывала их руками, хоть и понимала - в случае чего это явно не спасет.

Но все же им удалось добраться в район, где было относительно спокойно, машина подъехала к госпиталю и майор с водителем вытащили Григория и велели Ульяне и Захару следовать за ними. Определив Григория в оперблок, майор подошел к мужчине в белом халате и сказал, указывая на брата и сестру:

- Санитарку тебе в помощь привез. Не смотри, что хрупкая и юная, у нее хорошо перевязки получаются. А мальчишка при ней, брат он ее.

- Савелий, да куда мне их?

- Это моя личная просьба. Из подвала вывез...

- Ладно, пусть остаются, спать будут в коридоре.

- Будь здоров, Иваныч, спасибо тебе!- майор похлопал его по плечу и уехал.

****

У нее еле ходили ноги от усталости, она забыла когда последний раз крепко спала, весь ее сон - это когда удавалось вздремнуть на кушетке в коридоре. Но она знала - так надо, когда-нибудь это закончится. Даже маленький Захар это понимал, он вообще стал любимчиком отделения. Малыш приносил бинты санитаркам, помогал вытаскивать судна, развлекал своей болтовней идущих на поправку бойцов. Ульяна понимала - если они смогли пережить "черный день" в августе, если они смогли избежать плена и смерти от голода, значит кто-то свыше их оберегает. Надо просто потерпеть...

2 февраля 1943 года, слушая радио, Ульяна заплакала от счастья. Больше не будут над ее городом кружить вражеские самолеты, больше не будут рядом разрываться снаряды, больше не будут свистеть пули над головой...И не будет больше "тяжелых"...

Выглянув в окно, она увидела как тихо падает снег, ложась крупными снежинками на разбитые улицы города. Где сейчас Григорий, что с ним?

Три недели назад его выписали, тот же товарищ майор и его водитель Александр приехали за ним. Григорий обещал ее найти...

В тот день, когда он очнулся в госпитале, первым делом спросил про нее и очень удивился, когда узнал, что она с братом теперь при госпитале живет. Он не помнил ничего по дороге, так как был без сознания, и теперь сердечно благодарил свою спасительницу.

- Я же говорила тебе - ты еще увидишь небо.

- Спасибо тебе, милая девушка с чудесным именем Ульяна. Я обязан тебе жизнью.

- Ну здесь можно поспорить. Если бы не товарищ майор, то я вряд ли бы смогла тебе помочь.

- То, что ты меня затащила в подвал, это уже спасло мне жизнь.

По лицу Ульяны пробежала темная тень, едва она вспомнила картину, увиденную у входа в подвал...

- Я найду тебя, слышишь! Все закончится и я найду тебя. Жених есть?

- Нет, - покачала головой и покраснела Ульяна. - Мне шестнадцать всего, рано еще.

- Ну уже почти взрослая. Вот найду тебя и женюсь, будешь знать, как спасать красноармейца, - пошутил он, а Ульяна стала еще более пунцовой. Он ей тоже понравился, но она понимала - едва он перешагнет порог госпиталя, тут же забудет про нее, тем более, он старше на целых двенадцать лет.

Продолжение