Как известно, образовательный процесс это системная, целостная, развивающаяся во времени целенаправленная деятельность, связанная с взаимодействием педагога и обучающегося, носящая личностноориентированный характер и направленная на достижение социальнозначимых результатов. В музыкальном образовании, в частности, в области обучения подростков эстрадному пению, подобное стремление к целостности детерминировано необходимостью решения общих профессиональных задач, стоящих перед педагогом и обучающимся. Необходимость сочетать общепедагогические и задачи, направленные на получение профессии (профессионально-педагогические задачи), в обучении подростков эстрадному пению привносит свою специфику.
Педагогическое моделирование в процессе обучения подростков эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов призвано активизировать этот процесс и восполнить недостающие компоненты, которые могут существенно повысить его качество посредством привлечения понятных и обыденных для современной молодежи информационно-коммуникационных технологий.
Как известно, термин «модель» трактуется как специально созданная форма для воспроизведения некоторых характеристик подлинного объекта, либо как искусственно созданный объект в виде схемы, теоретической конструкции, знаковых форм или формул, который, будучи уподоблен исследуемому явлению, отображает и воспроизводит в обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Например, в психолого-педагогических исследованиях под моделью понимается естественно или искусственно созданное для изучения объекта познания явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.), аналогичное другому явлению (предмету, процессу и т.д.), исследование которого невозможно. В педагогике моделированием принято считать исследование педагогических процессов при помощи их идеальных, в том числе специально сконструированных моделей.
В контексте темы настоящей статьи уместно говорить об интегративном педагогическом моделировании, включающее в себя концептуальную модель (создание информационной базы данных и программы действий), инструментальную модель (подготовка средств исполнения) и рефлексивную модель (разработка решений).
Использование элементов концептуального моделирования необходимо, так как предлагаемое нами расширение содержательной базы обучения подростков эстрадному пению посредством внедрения электронных образовательных ресурсов представляет определенную новизну.
Использование элементов инструментального моделирования также необходимо, так как сам предмет исследования – обучение подростков эстрадному пению – предполагает разработку и апробацию обновленного инструментария, и алгоритмизацию действий субъектов образовательного процесса.
Использование элементов рефлексивного моделирования необходимо для глубокого и всестороннего осмысления процессов, которые могут и будут происходить в результате внедрения электронных образовательных ресурсов в содержание обучения подростков эстрадному пению, направленных на получение профессии.
Общая задача моделирования – восполнение недостающих сегментов в современных образовательных методиках, используемых в процессе обучения подростков эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов, а также возможность оптимизации качества знаний, умений и навыков, направленных на получение профессии.
Педагогическая модель обучения подростков эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов.
Цель образовательной деятельности: обучение подростков эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов, формирование знаний, умений и навыков, направленных на получение профессии (готовность к самостоятельной исполнительской деятельности как соло, так и в ансамбле), осведомленность в области компьютерных технологий и способность применять электронные образовательные ресурсы для самосовершенствования в сфере эстрадного вокала.
Задачи образовательной деятельности:
• формирование исполнительских навыков, направленных на получение профессии: навыки рационально организованного дыхания; речевой и смешанной манер звукоизвлечения; чистого интонирования (слайд, бендинг, вибрато и т.п.); особенности работы над динамикой, дикцией и артикуляцией;
• формирование коммуникативных умений и навыков, направленных на получение профессии: вступать в творческий контакт с другими участниками исполнительского процесса (ансамбля); умение четко формулировать свои мысли, готовность к объективной вербальной оценке своей вокально-исполнительской деятельности (способность к самооценке и самокритике); умение обсуждать и выслушивать мнение другого о своей вокально-исполнительской деятельности;
• формирование технологических и интерактивных умений и навыков, направленных на получение профессии: переводить интерактивную (визуальную, аудиальную) информацию в художественно-практическую; работать с различными носителями (источниками) информации; использовать базы данных образовательного значения, работать с электронными библиотеками; способность работать с информацией, содержащейся в мультимедиа-пособиях, анализировать и применять их на практике; использовать информационно-коммуникационные технологии для воспроизведения информации на обучающем занятии; овладение элементарными навыками музыкально-творческой деятельности с использованием компьютера.
• формирование художественно-исполнительских умений и навыков, направленных на получение профессии: развитие музыкального мышления подростка; развитие представлений об интерпретации, проникновении в композиторский замысел и первичном понимании композиторского языка и стиля музыкального произведения; первичных представлений об психофизиологических особенностях исполнительской деятельности эстрадного вокалиста; представления о создании целостной исполнительской концепции музыкального произведения и подготовке к выходу перед слушательской аудиторией.
Методы образовательной деятельности:
• приобретение знаний (объяснительно-иллюстративная группа мето-
дов);
• формирование умений и навыков (группа репродуктивных методов);
• творческая деятельность и применение на практике приобретенных знаний;
• проверка знаний, умений и навыков (наблюдение за деятельностью обучающихся, направленной на получение профессии);
• закрепление знаний, умений и навыков, направленных на получение профессии.
Средства образовательной деятельности:
• визуальные, аудиовизуальные (наглядные пособия, мультимедиапособия, видеошколы, открытые видеоуроки в телекоммуникационных компьютерных средах);
• аудиальные (звукозаписи на электронных носителях, аудиофайлы в компьютерных раздаточных системах);
• механические и технические средства обучения (микшерные пульты, звуковые усилители, колонки, микрофоны, музыкальные электроинструменты) и т.п.).
Формы образовательной деятельности: традиционные – индивидуальное, индивидуально-групповое занятие,
урок-концерт; инновационные – вебинар, видеоурок, постинтерактивное занятие (общение в социальных сетях, изучение голосовых сообщений и т.п.).
Условия образовательной деятельности: аудитория, соответствующая санитарным нормам и оснащенная музыкальным инструментом (акустическое или электронное фортепиано, синтезатор), аппаратурой для занятий эстрадным вокалом (микшерный пульт, аудио колонки, звуковые усилители, микрофоны вокальные – радио- и шнуровые, электронные носители информации – CD-диски, флеш-карты с минусовыми и плюсовыми фонограммами) и компьютером (ноутбук, планшет) с выходом в интернет.
Уровень обучения: дополнительное музыкальное образование.
В качестве критериев уровня сформированности знаний, умений и навыков у подростков в процессе обучения эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие результирующие показатели:
• обучающийся способен самостоятельно определить цель и задачи музыкальной интерпретации, уверенно ориентируется в теории и истории эстрадного вокального искусства, творчески относится к решению учебных задач, проявляет живой интерес к получению новых знаний, умений и навыков, направленных на получение профессии, активно стремится к вокально-техническому совершенствованию, проявляет устойчивый интерес к освоению новых музыкальных произведений, владеет в достаточной степени навыками самостоятельной репетиционной работы, имеет достаточно высокий уровень образовательной мотивации;
• обучающийся способен самостоятельно сформулировать свои культурные, музыкальные и профессиональные интересы и устремления – отношение к обществу, семье, себе, знаниям, процессам учения и труда; способен давать нравственную самооценку своим действиям; демонстрирует устойчивые навыки саморегуляции и способность к самоорганизации и дисциплине; проявляет рационально-интеллектуальный интерес к культуре, искусству, адекватно ориентируется с системе эстетических и художественных ценностей; демонстрирует широту эстетических интересов, развитое чувство прекрасного, богатый кругозор и культуру речи;
• обучающийся уверенно осуществляет выбор электронных учебников (электронных баз данных) необходимых ему для получения знаний; чтобы понять и четко сформулировать цель и задачи применения того или иного электронного образовательного ресурса подростку не требуется педагогическое сопровождение; успешно находит различные электронные образовательные ресурсы, четко понимает их профессионально-педагогическое предназначение; весьма успешно использует в целях самосовершенствования различные мультимедиа-пособия; уверенно применяет разного рода виртуальные практикумы, направленные на совершенствование его технического мастерства, без какого-либо педагогического сопровождения; успешно использует в узкоспециальных целях компьютерные тренажеры, развивающие его кругозор, практические умения и способствующие интеллектуализации творчества.
Интегративная модель соответствует требованиям, ориентированным на получение подростком первичных представлений о профессии эстрадного вокалиста. Адекватность, надежность, простота и понятность, удобство применения, функциональная содержательность, открытость к возможному изменению вводных показателей позволяют говорить о возможности внедрения данной модели в практику обучения подростков эстрадному пению на уровне дополнительного музыкального образования.