В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 28 февраля — 1 марта 1814, когда Наполеону удалось-таки вернуть контроль над крупным городом Реймс, что расположен в 150 километрах от Парижа. Наполеон получил письмо от своего бывшего секретаря д'Меневаля. Письмо чрезвычайно расстроило Наполеона, можно сказать разозлило. Однако содержимое письма становится также известно английской разведке...
И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.
*
*
Итак, на дворе у нас 1 марта 1814 года. Всех нас интересует вопрос, что же было в письме Меневаля Наполеону. Докладываю. Меневаль, как доверенное лицо Наполеона, по просьбе брата Наполеона, — Иосифа, пытался склонить Наполеона к заключению мира с союзниками, пусть на условиях союзников, но всё-таки мира и спасения Франции. Меневаль и Иосиф предлагают Наполеону согласиться на границы Франции до 1792 года. Меневаль пишет, или Франция в границах 1792 года, или враги в Париже. Выбор очевиден. Нужна только политическая воля императора согласиться на условия союзников и прекратить войну. Однако Наполеону такой расклад совсем не нравится. Условия кажутся ему унизительными. А разве может «император мира» унизиться?
Получив письмо Меневаля, доклады Секретного Бюро, иные депеши о состоянии дел в Париже и империи, Наполеон сделал некоторые выводы.
*
2 марта 1814 года Наполеон принялся писать письмо министру полиции в Париж.
В письме этом, разгневанный Наполеон, конечно же, отчитывает и критикует министра полиции за бездействие и отсутствие полной информации о происходящем в империи, в частности в Париже. Министр полиции, находящийся постоянно в Париже, должен иметь полную картину происходящего в столице и немедленно докладывать своему императору, то бишь Наполеону. Но от министра поступают чрезвычайно скудные данные. Куда это годится? После критики министра, Наполеон дальше наставляет его как действовать. По мнению Наполеона, министр должен всюду в Париже разносить идею, что Наполеон силён как никогда и не потерпит никаких интриг у себя за спиной. Наказывать будет жёстко, можно сказать жестоко. Пусть «ждуны» и прочие сомневающиеся это знают. Далее Наполен пишет, что не доверяет никому, даже своему брату Иосифу. По мнению Наполеона, Иосиф слаб и подвержен влиянию со стороны. Доверяет Наполеон только лишь своей супруге Марии-Луизе. Поэтому Наполеон приказывает министру полиции арестовывать каждого, кто хоть как-то усомнится во власти Наполеона. Арестовать даже брата Иосифа, если он вдруг, под чужим влиянием, согласится на заговор или смену власти. «Не потерплю никаких трибунов, я сам трибун». Так заканчивает письмо Наполеон.
Далее Наполеон пишет письмо министру внешних сношений Маре Юг-Бернару, в котором приказывает на переговорах союзниками затребовать незамедлительного и полного вывода «чужеземных войск» из Франции. Только после этого согласиться на их условия. И то, император буквально переступил через себя, согласившись на такое «унижение».
Впрочем, Наполеон понимает, что союзники не пойдут на такие условия, но надо показать свою силу, нужно показать, что Наполеон никогда не прогнётся, не примет ни одного унизительного решения, никогда не сдастся. Пусть наоборот, враги выполняют его условия.
Мысли Наполеона сейчас не о мире, но о продолжении войны до победного конца. Наполеон понимает, что ресурсы Франции истощены. Некому даже защищать Париж. «Роялисты» поднимают голову всё выше. И положение только ухудшается с каждым днём. Остаётся только одно. Разжечь полномасштабную народную войну. А народ, как известно, невозможно победить. Поэтому нужно сделать так, чтобы каждый крестьянин встал на защиту Франции, а это сотни тысяч людей. Возможно, миллионы. Да, это будут старики, женщины и подростки, калеки, ветераны прошлых войн, но это будет масса, которая не даст покоя неприятелю нигде во Франции. Где бы не появился неприятель, там его будут ждать «злобные местные». Все пути снабжения, склады, тыловые базы, мелкие группы солдат будут под ударом. О фуражировке и пополнении продовольствия у местных, безопасных стоянках и ночёвках союзникам придётся забыть. Как там у Константина Симонова: «Сколько раз увидишь его, Столько раз его и...»! Наполеон желает нечто подобного, что по его мнению, приведёт к неминуемому поражению неприятеля. Но... это всё только в теории. Народ настолько устал от бесконечной войны, которая длится уже больше десяти лет, что ни о каком массовом подъёме народа не может быть и речи. Хотя Наполеон верит в народную войну, но людям свойственно ошибаться. И императоры в этом не исключение.
Однажды маршал Луи Мармон в беседе с Наполеоном посетовал с сожалением об участии крестьян в войне. То есть Мармон был недоволен тем, что крестьяне участвуют в войне. Так, крестьяне нападают на регулярную армию союзников, те в ответ жёстко наказываю крестьян, уничтожая, разоряя деревни. Как следствие, французской армии негде фуражироваться и пополнять запасы продовольствия.
Но Наполеон возразил Мармону, мол, нет ничего плохого, что крестьянский дом сожгли и разграбили его хозяйство, зато, по мнению Наполеона, крестьянину ничего не остаётся более как взять в руки оружие и сражаться за своего императора...
Вот такие события происходят у нас на полях войны 1814 года. Как дальше будут развиваться события, мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.