Люди любят интересные истории со времён появления устной речи. Умелый рассказчик никогда не оставался голодным, даже если судьба заносила его на чужбину. В Османской империи, как и в прочих государствах, такие умельцы ценились и имели большой вес. Им позволялось то, за что всем прочим полагалось в лучшем случае кормить рыб на дне Босфора.
Традиционных турецких рассказчиков называют меддахами от «meddah» - «восхваление». Меддахи выступали перед небольшой аудиторией, например, среди посетителей кофейни, мы писали уже о роли кофе в Стамбуле времён империи.
Эта форма представления была особенно популярна с XVI века. Спектакль, как правило, посвящался одной теме, а меддах в одно лицо играл различных персонажей, привлекая внимание зрителей к морали конкретной истории. Меддахи умело использовали нехитрый реквизит (платок, фартук, различные головные уборы), чтобы показать изменение роли. Они манипулировали голосом, имитировали разные диалекты. Меддах не был артистом в чистом виде, а его представления не регламентировались по времени. Хороший меддах умел буквально «переобуться в воздухе» и откорректировать историю в зависимости от реакции слушателей.
Меддахи, как правило, странствовали и их путь лежал из одного крупного города в другой. Они старались выбирать большие и богатые города.
Наиболее популярными историями в изложении меддахов были «Фархад и Ширин», «Лейли и Манджун». Но почти все меддахи рассказывали и показывали ещё и свои, как придуманные, так и реальные истории, изменённые в зависимости от аудитории или политической ситуации в конкретном городе.
В Стамбуле особой популярностью пользовались меддахи, которые применяли разнообразные музыкальные инструменты в своих выступлениях.
Первоначально меддахи исполняли религиозные и героические сказания из традиционной устной литературы. Она в свою очередь зависела от традиций кочевников и шаманов, приобретённых ещё в Средней Азии, откуда пришли сельджуки, и в то же время имели место арабские и персидские традиции XI-XIII веков. В результате получился самобытный театр одного актёра.
Эти артисты, исполнявшие преимущественно эпические сказания, были известны как кыссаханы. Их рассказы включали сильные исламские мотивы, которые были направлены на укрепление веры мусульман и попытки обратить в ислам немусульман.
Традиции кыссаханов были продолжены и в период Османской империи, о чём осталось много хроник времён султана Мехмеда Завоевателя. Именно в его время рассказчики стали называться меддахами, а их истории становились всё более светскими. Они начали подражать животным, использовать эзопов язык и привлекать всё больше зрителей. Как раз к тому времени духовенство запретило упоминание святых в историях меддахов. Выступление меддаха превратилось в сатирическое театральное действо. Репертуар включал в себя героические сказания, а также сюжеты из повседневной жизни, пародии на известных людей, издевательства над общественной нравственностью и критику чиновников, даже султана.
Расцвет влияния меддахов в обществе пришёлся на XVII-XVIII века, но даже в начале прошлого века они ещё были популярны. А вот к середине столетия их традиции постепенно исчезли, похороненные новыми видами искусства и расцветом СМИ.
Тем не менее, искусство меддахов нельзя не оценить по достоинству, поэтому в 2008-м году оно было включено ЮНЕСКО в список шедевров нематериального культурного наследия человечества. И даже сейчас, когда со времен первых меддахов прошло более пяти веков, во многих кофейнях Восточной Анатолии в ночь Рамадана можно встретить меддаха с удивительной историей.