Найти в Дзене
Понятные финансы

15 эмитентов на Мосбирже, за которыми я слежу

Оглавление

На Мосбирже много интересных эмитентов. Но за этими я слежу особенно пристально.

Главные действующие лица на Мосбирже - это гиганты типа Газпром, или Сбербанк. Крупные металлурги, крупные нефтяные компании. Скорее всего, они составляют основу и Вашего инвестиционного портфеля.

Но в экономике происходят интересные процессы. Появляются новые эмитенты, старые эмитенты набирают обороты. Со временем кто-то из них сравняется по масштабам с топовыми сырьевыми компаниями.

Эти компаниями долгое время находились в тени. Инвесторы игнорировали их акции. Однако, бизнес тихушников набирает обороты.

Строят новые производства. Выходят на новые рынки. Зарабатывают солидные прибыли. Расплачиваются по долгам. Начинают платить дивиденды.

Я перечислю 15 компаний, из числа которых в будущем выйдут новые лидеры российской экономики. Не буду погружаться в бухгалтерский анализ, а расскажу, почему считаю компании интересными. Коротенько.

Озон

Компания много лет жила в долг. Не приносила прибыль, а проедала деньги мажоритарных акционеров. Но всё время Озон строил сеть гигантских складов и развивал сеть пунктов выдачи. В результате у компании за 4 года в 14 раз увеличилось количество заказов. По итогам первого полугодия 2023 года появилась надежда, что в этом году Озон заработает-таки прибыль. Пусть копеечную, пусть формальную, но прибыль. Масштабная многолетняя инвестиционная программа подходит к концу. Озон перестанет тратить деньги на развитие, а начнёт зарабатывать для акционеров.

Компания выходит на внешние рынки. Она уже работает в Армении, Казахстане, Беларуси.

Камаз

Камаз - это комплекс заводов, разбросанных по всей стране. Главный продукт Камаза - легендарные грузовики, которые невозможно убить бездорожьем. Но Камаз - это не только грузовики.

О том, что умеет делать КАМАЗ я рассказывал в этой статье

Там и вездходы, и городской общественный транспорт, и сверхтяжёлая промышленная техника, и беспилотники...

Уже началась реальная коммерческая эксплуатация беспилотных грузовых Камазов. Правда, пока по дорогам катаются полтора десятка беспилотных грузовиков. Но скоро начнётся масштабное их производство.

Так же Камаз сунул нос в производство легковых автомобилей. Бренд "Москвич" возрождают с помощью Камаза. Уже идёт речь о беспилотных Москвичах и об электромобилях тоже от Камаза. Камаз хочет присутствовать везде.

Сегежа

Лес - универсальный сырьевой ресурс. Он даст и топливо, и строительные материалы, и сырьё для химической промышленности. Если постараться, то из лесопереработки можно извлечь сырьё для пищевой промышленности. Глубокая переработка леса - важное направление в развитии промышленности. Сегежа концентрируется именно на глубокой переработке. Производит классические пиломатериалы, изобретает новые конструкционные материалы. Старательно пускает в дело каждую щепочку, каждую веточку. Такой хозяйственный подход в долгосрочной перспективе даст значительные экономические плоды. Так же важно, что Сегежа много денег вкладывает в восстановление лесов. Сегежа выращивает лес, рубит его, перерабатывает. Огромный бизнес полного цикла. В России есть куда масштабировать бизнес Сегежи. В стране большие лесные массивы, которые тоже можно вовлечь в бизнес-цикл Сегежи.

АФК "Система"

Система - удивительный бизнес, который в промышленном масштаба производит другие бизнесы. Владеет ими, управляет. Получает прибыль от владения. На прибыль создаёт новые бизнесы.

Вот наиболее значимые бизнесы из инвестиционного портфеля Системы: МТС, Сегежа, Озон, Эталон, агрохолдинг "Степь". Про агрохолдинг Вы, наверное, ничего не слышали. Но важно, что с его помощью Система создаёт большой бизнес по производству продуктов питания. Есть ещё компания "Ситроникс". Она имеет значительные наработки в области беспилотного водного транспорта, в частности, разрабатывает электросуда.

МТС

Многие думают, что основной бизнес МТС - мобильная связь. Но компания взяла курс на развитие айтишной экосистемы. Мобильная связь даёт деньги с помощью которых МТС вкладывается в новые направления бизнеса. Строит "умные дома", развивает бизнес в сфере кибербезопасности. И по мелочи: домашнее ТВ, домашний интернет, облачное хранилище, онлайн-кинотеатр... Рано или поздно МТС начнёт производить своё оборудование, или гаджеты, создаст свою метавселенную. Повторит траекторию Яндекса, который лезет во все щели, из поискового сервиса создал доставку еды и службу беспилотного такси, и много чего ещё.

ВТБ

Крупный банк. Не хуже и не лучше Сбербанка. Просто другой. Уже научился зарабатывать деньги. Скоро научится зарабатывать большие деньги.

Подробно о непростой судьбе ВТБ я рассказываю в этой статье

Соллерс

Отечественный производитель автомобилей. Хорош тем, что постоянно работает. сотрудничает с иностранными производителями. Локализует их модели для Российского рынка. Строит сборочные цеха. Разрабатывает собственные модели. Производит комплектующие. Создаёт мшашинокомплекты. Экспортирует их в смежные страны. Т.е экспортирует собственные автомобили. Все гранды мирового автомобилестроения точно так же вскарабкивались на вершину. Просто работали без лишних амбиций и без стремления к свехдоходам. Наиболее показательные примеры: Фольксваген и Тойота. Эти компании поднялись из разорённых войной экономик. Над их первыми машинками смеялись и не воспринимали всерьёз. Соллерс тоже многие пока не воспринимают всерьёз. Но в этом году компания даже заплатила дивиденды. Дивдоходность составила аж 21%.

Русская аквакультура

Компания поменяла название и теперь назвывается "Инарктика". компания выращивает лосося и форель на морских фермах. Уже три года подряд платит дивиденды. Они пока ещё скромные. Но производство продуктов питания - вечный бизнес. Поэтому можно надеяться, что со временем бизнес разрастётся и дивиденды станут больше.

Совкомфлот

Компания существует со времён СССР. Но в современной России её слегка переформатировали. Обновили парк кораблей. И заточили компанию под обслуживание Северного морского пути. Это кратчайший путь из Азии в Европу. Так компанию щедро вооружили танкерами ледового класса для экспорта нефти и СПГ с арктического шельфа. СКФ станет монополистом на Северном морском пути. И получит долгосрочные контракты на перевозку углеводородов.

Вуш

Компания стартовала, как бизнес по аренде городских электросамокатов. Я сам не пользуюсь, но по отзывам пользователей аренда самокатов - достойная альтернатива городскому общественному транспорту. Быстрее, чем автобус, дешевле, чем такси. звучит правдоподобно. Тем более, что Вуш за первый год на разорился на бизнесе, который кажется несерьёзным. А наоборот развивается. Выходит в новые города, даже в новые страны. Кроме электросамокатов запустили прокат электровелосипедов. Планируют прокат электромобилей. Бизнес интересный. Надо смотреть, что из него получится.

Русгидро

Цивилизация потребляет большое количество электроэнергии. Русгидро производит электроэнергию с минимальной себестоимостью - на гидроэлектростанциях. Строит новые ГЭС. Производство будет расти, прибыль будет увеличиваться.

Яндекс

Изначально Яндекс был компанией из Нидерландов. Но теперь компанию делят на две части - Российский Яндекс и всё остальное. Я внимательно слежу за разделом компании. Меня интересует российская половина. Какой бизнес ей достанется, когда акции появятся на бирже. Яндекс потенциально прибыльная компания. Будет много зарабатывать на интернет-рекламе. Она развивает экосистему, сервис такси, доставку продуктов, яндекс-маркет, прокат электросамокатов и другие сервисы.

Сибур

Очередной раз признаюсь в любви к этой компании. Она занимается нефтехимией. Производит востребованные продукты, имеет экспортный потенциал, разработала свои технологии химического синтеза. Зарабатывает много денег.

Уже давно Сибур обещает IPO. Но его всё нет. Я слежу за компанией. Жду появление акций на бирже. Коплю деньги, что бы их купить.

Россети

Теперь компания называется ПАО "Федеральная сетевая компания – Россети", т.е. "ФСК Россети"

Компания транспортирует электроэнергию по всей стране. Сейчас, когда Вы читаете эту статью, Россети зарабатывает свою копеечку благодаря Вам. Любой эектроприбор, который воткнули в розетку на территории России, приносит компании прибыль. В сумме за год получится большая прибыль. И она будет всегда. Всегда большой.

Мосбиржа

Инфраструктурная компания. Пока звёзд с неба не хватает. Национальная культура инвестиций в России ещё не сформирована. Но по сравнению с тем, что было 20 лет назад, прогресс очевиден. Объёмы торгов на бирже растут. Появляются новые эмитенты, новые инструменты. Растёт количество клиентов. Бирже стабильно зарабатывает прибыль. И даже платит дивиденды.

Во всём мире растёт экономических хаос, а на российском фондово рынке царит спокойствие. Это значит, что однажды Мосбиржа станет одним из мировых финансовых центров наравне с биржами Нью-Йорка и Лондона.

Я держу всего несколько эмитентов из этого списка. За остальными наблюдаю. Наблюдаю не из праздного любопытства. В будущем я буду покупать их акции. Не знаю, кого именно. Буду выбирать по дивидендной доходности и по фундаментальным перспективам. Перечисленные ации - запасной вариант для моего портфеля на будущее.

У меня длинная скамейка запасных. И пусть по объёму бизнеса эти компании не сравнятся с Газпромом и Сбербанком, но некоторые из них любят и умеют платить дивиденды. Иногда показывают дивидендную доходность не ниже дивдоходности лидеров национальной экономики. И для диверсификации они - хороший вариант.

-2

Напоминаю, что помимо перечисленных творческих достижений у меня есть ещё один повод для гордости. А именно, телеграм-канал "Лента финансовых новостей". Здесь я собираю только значимую информацию для долгосрочных инвесторов, для любителей фундаментального анализа и для адептов дивидендной стратегии.