Одним из символов ХХ века в культуре, в мировой культуре, конечно, является выдающаяся русская балерина Майя Михайловна Плисецкая. С ее появлением на сцене полностью поменялась эстетика. Женский танец приобрел масштабность, приобрел совершенно другой окрас, и конечно, идя вослед таким выдающимся именам, как Марина Семенова и Галина Уланова в Большом театре, она пыталась, будучи более юной балериной, вобрать в себя и царственность Марины Семеновой, и драматический талант Галины Сергеевны Улановой.
Все ее роли и выбор ее ролей того периода, в фильме, который я предлагаю вам сегодня посмотреть, который сделан в 1959 году, это, конечно, классический репертуар. Это тот период, когда еще ей приходилось участвовать в спектаклях или старой классики, или того драмбалета, который был поставлен на других уже именитых, великих исполнительниц.
До новой жизни Майе Плисецкой оставалось совсем чуть-чуть, до того, как она завоюет уже не только сцену Большого театра окончательно, но и покорит весь мир, и все главные балетмейстеры мира будут наперебой ставить ей свои спектакли. Но эта жизнь начнется чуть позже. А вот пока это именно тот период, когда Майя Плисецкая танцует вроде бы знакомое, но все по-своему.
Никто никогда рядом с Майей Плисецкой ни в чем встать не может. Это уникальная женщина была по своему дарованию. Мне приходилось уже с очень взрослой Плисецкой общаться. Конечно, это был человек с большим жизненным опытом, театральным опытом. Ощущение такое, что каждая роль, каждый выход Плисецкой на сцену – это просто работа с какими-то гениальными режиссерами, с уникальными стилистами и так далее. Любая прическа, любой ее макияж, постановка корпуса и манера, которая присуща только ей и появилась с ней, что очень удивительно, ни у кого не взята. Вот это удивительно, потому что потом, когда она уже стала работать с великими кутюрье, выходить на подиум, для нее стали создавать специальные костюмы и так далее, это был другой уже период.
Но здесь, в период ее первоначального творчества, виден неординарный талант этой женщины, которая своей внешностью, при полном отсутствии классических канонов красоты, была самой красивой, самой яркой и самой главной звездой Большого театра.
Никого не могу после нее воспринять в очень многих ролях. Совершенно никого. И когда спустя много-много лет, будучи уже артистом Большого театра, я пришел в дом моей няни, где стояли разные игрушки, когда я был совсем маленький, там был большой кукольный домик, который я сам украшал какими-то картинками, то в центре над столом кукольным висел портрет Плисецкой, который я очень хорошо помню, как я вырезал из какого-то журнала и маленькими гвоздиками прибил туда. И вот очень много лет по сей день он там находится.
Что очень интересно, именно ее портрет, хотя мог ребенок среагировать на лицо любого человека. Нет, вот эти глаза, эта порода, она так подействовала на совершенно маленькое создание, не грезившее абсолютно о сцене, и не подозревавшее, что когда-то меня жизнь приведет в то же училище, где училась Майя Михайловна, и естественно, на ту же сцену, где прошел весь ее творческий путь.
Смотрите, наслаждайтесь. Плисецкая неповторима.