Любое изделие Императорского Фарфорового Завода - это всегда
что-то особенное.
Когда я была совсем маленькой, каждое лето к нам приезжали родственники из Самары, тогдашнего Куйбышева. И они обязательно покупали что-то из продукции Ленинградского Фарфорового Завода имени М.В.Ломоносова, так тогда назывался ИФЗ. Такие статуэтки были почти у всех:
Но мне, конечно, всегда больше всего нравилась жанровая скульптура:
История Императорского Фарфорового Завода в России насчитывает не одно столетие.
Известно, что из Китая в Европу фарфор начали экспортировать, начиная с четырнадцатого века. Стоил он там баснословных денег до того, как в восемнадцатом веке французские иезуиты не вызнали секрет его создания.
У нас мануфактура по производству фарфора появилась в правление дочери Петра Первого, Елизаветы.
На созданную "Невскую порцелиновую мануфактуру" ("porcelain" в переводе означает "фарфор") были приглашены немцы. Однако, скоро стало понятно, что никакого секрета изготовления фарфора они не знали.
Поэтому русский фарфор - не результат похищенного у китайцев древнего секрета. У нас его создал горный инженер, Дмитрий Иванович Виноградов, кстати, друг Михаила Васильевича Ломоносова.
Он не только разработал рецепт отечественной фарфоровой массы, но также создал разнообразные глазури, краски по фарфору, золотой порошок для декора.
И, что особенно важно, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.
Вот такая замечательная статуэтка была создана в его память уже в 1969 году:
Под руководством Дмитрия Ивановича мануфактура стала производить табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки.
С ходом времени продукция становилась все более сложной и утонченной.
Нужно сказать, что мануфактура всегда пользовалась покровительством российской императорской семьи, поэтому дальнейшее переименование ее в Императорский Фарфоровый завод было естественно.
Вот так выглядели дореволюционные статуэтки:
После революции завод был переименован в Государственный Фарфоровый Завод (ГФЗ), а в 1924 году , когда Петроград стал называться Ленинградом, предприятие стало называться Ленинградским Фарфоровым Заводом (ЛФЗ).
Поначалу был сделан акцент на создании большого количества различных предметов преимущество агитационного направления, в том числе и жанровой скульптуры:
Создавались статуэтки замечательными скульпторами. Вот, например, работы известной художницы, Ольги Глебовой-Судейкиной:
А вот это сама художница, на фотографии с Анной Андреевной Ахматовой:
Упоминаю здесь Анну Андреевну Ахматову неслучайно - ведь ей самой суждено было стать моделью для статуэтки уже мастеров - сестер Натальи и Елены Данько:
А вот как была увековечена Майя Плисецкая в образе из балета "Каменный цветок" :
Рассматривать изделия ИФЗ - одно удовольствие, говорить о них можно долго. Закончить статью о жанровой скульптуре ИФЗ хотелось бы небольшой подборкой фотографий: