Найти тему
Заповеди православия

Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.

Одним декабрьским днем он мчался за подарками в дивеесвкий скит и… уснул за рулем… вот уже 20 лет прошло со дня той трагической гибели лаврового иеродиакона Алексия (Писанюка).

Будущий монах даже был нестяжательным будучи ещё послушником. Он был очень ответственным человеком. Кроме "официальных" послушаний во время учебы, успевал еще совершать много крупных и мелких добрых дел. То берёзового сока принесет, то огород прихожанке вскопает, то крышу починит. Даже ездил по монастырям и там предлагал свои силы. Если нужно: трактор вытянет из болота, тяжёлые вещи притащит, забор починит... И никогда не брал за свой труд ничего. Самое больше, что мог, так это покушать монастырской трапезы.

Позже у него появилось новое послушание - помогать хоронить академических сотрудников и лаврских отцов. Копал могилы, носил кресты. Заказывал гробы. Даже был с юмором. Однажды принес один, но мерки не знал, родственники засомневались, тогда он лег, сложил руки из гроба ответил, раз уж он такой большой поместился, то и любой другой покойник войдет.

А позже он был пострижен в монахи с именем Алексей, в честь Алексея, человека Божьего.

В лавре же, под руководством о. Кирилла, таланты о. Алексия проявились наиболее ярко, и его доброделание наполнилось особой силой. Для его похоронного послушания ему даже выделили от лавры старенькую газель, в которой всегда наготове был погребальный комплект.
-2

Потом Алексей уже не только хоронил, но и участвовал в обретении мощей: Святителя Луки, праведного Алексия Московского, святителя Филарета Московского, преподобных Антония Радонежского и Максима Грека.

Были даже целые ряды отца Алексей. Он даже получил благословении хоронить бездомных и безродных. Теперь это была уже не фирма, которая сбрасывала всех подобных в братскую могилу, а человек, которых все делал как положено: копал, хоронил по христианским традициям, ставил крест и даже пел краткую литию 2 раза в год: летом и зимой.

У него и инструмент был особенный – мощный лом, раза в полтора больше обычного, и большая лопата из какой-то особой «вертолетной» стали.

Были и помощники свои: и семинарист, и послушник, и кладбищенский могильщик Василий (Царство ему тоже Небесное), который тоже от всего сердца помогал отцу Алексею в этом бескорыстном труде.

Но главным все же здесь был отец Алексей.

Он хоронил не лаврских только отцов и их родственников, но еще и незнакомых совершенно людей, оказавшимся в сложной ситуации. Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь. Однажды из многоэтажки нельзя было вынести гроб. Ну не входил он по лестнице, а лифта не было.

Тогда он бережно взял на руки усопшую старушку и вошёл с ней в лифт. Внизу так же осторожно опустил ее в гроб...
-3

Где он только умудрялся на всё доставать деньги, только Богу известно. То кто-то поможет даром, такие как столяры и плотники, когда люди жертвовали, когда лавра помогала... И всегда-то он умел благодарить людей. То куличами угостит, то рыбьими замороженными головами.

Всех старался радовать. Умел быть благодарным не только Богу.

Широко и обильно он творил добрые дела. И казалось, будто он никогда не уставал. Старался быть всем для всех.

О чем его только не просили. И бабушек до вокзала довести, и цветы выбрать для преподобного. А в тот злополучный день спешил к своей маме на именины. Старался всегда с иконами, цветами, книгами.. обязательно служил Литургию…

Его отговаривали от этой, последней, его поездки.

Ведь сломалась газель, можно было и не ехать.

Но мама, но праздник…

Даже тот у кого он просил машину, лаврский духовнику даже не хотел давать, предупреждал, что разбиться может. А он как будто старался, спешил к последнему своему путешествию.

Он еще успел встретить каких-то паломниц, заехал к другу, которому просили передать записку, а потом наконец поехал к маме. Он постоянно не досыпал и уснул за рулём Волги.

-4
Машина вышла на встречную и врезалась в идущий на нее автобус. Все участники аварии остались живы, погиб только отец Алексий...

Когда в лавре стали звонить 12 раз, мы поняли – кто-то умер. Но когда узнали, кто, не могли поверить. Он не мог умереть, этого не может быть! Но это было... На отпевании большой Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры было очень много людей, многие плакали. Гроб стоял перед алтарем, лаврский отец Лаврентий произнес прощальное слово: "Господь забрал его, потому что у него перевесили добрые дела".

16 октября 2022 года иеродиакону Алексию (Писанюку) исполнилось бы 53 года. Но в 33 года он ушел туда, где нет ни печали, ни воздыхания. В нашей памяти он навсегда остался вдохновенным и полным сил молодым иеродиаконом. Царство ему Небесное и вечная память!
-5