В Азербайджане продолжается строительство дороги сквозь Муровдагский хребет, которая станет одним из крупнейших в мире автомобильных тоннелей — 11,6 км. Объект через горную преграду войдет в состав трассы Тоганалы – Кельбаджар – Истису (81 км), которую в юго-восточном направлении продлят до города Лачин, где появится новый современный аэропорт. Этот масштабный проект реализуется в рамках плана по развитию Карабаха.
На упомянутой магистрали, учитывая особенность территории, через которую она пройдет, одновременно строится четыре тоннеля. Длина трех других составит 948 м, 627 м и 561 м соответственно. Также на дороге возведут пять небольших мостов суммарной протяженностью 450 м. Для отвода воды проложат около 2,5 км труб.
Основные работы по сооружению Муровдагского тоннеля стартовали в конце лета 2021-го. Дорога через хребет начинается на 13,5 км трассы на отметке 1,7 км над уровнем моря, и высота постепенно увеличивается на 1,55 км до вершины Муровдаг.
В качестве альтернативы рассматривался вариант без тоннеля, в таком случае протяженность маршрута увеличивалась примерно на 20 км. Однако проект обошелся бы значительно дешевле. Но, по словам инженеров, эксплуатация трассы на данном участке в зимний период была бы небезопасной, а иногда и попросту невозможной. Поэтому приоритет отдали тоннелю. Последний состоит из двух нитей. В общей сложности предусмотрены четыре полосы движения.
В роли генподрядчика выступает местная компания, которая ведет работы под непосредственным контролем Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджана. Также в качестве субподрядчиков к проекту привлечены турецкие компании. Сдать объект в эксплуатацию намереваются в 2025-м.
Самым длинным автомобильным тоннелем сегодня остается норвежский объект, соединяющий Лердал и Эурланн — 24,5 км. Его строили с 1995-го по 2000-й гг. Ежедневно по этой дороге в среднем проезжает всего около тысячи транспортных средств. Вторым в этом списке является Чжуннаньшаньский тоннель в провинции Шэньси (КНР) протяженностью 18,04 км.
В обоих случаях проектировщики постарались сделать так, чтобы автомобилисты чувствовали себя максимально комфортно во время езды. Например, в европейском оборудованы специальные искусственные пещеры, где можно остановиться и передохнуть. А в разработке внутреннего дизайна и освещения участвовали психологи. В азиатском же тоннеле оформлены просветы с имитацией неба и деревьев.
Замыкает ТОР-3 Сен-Готардский автомобильный тоннель в Швейцарии (16,9 км), построенный через Лепонтинские Альпы 1980-м. За два года до этого в Австрии в эксплуатацию ввели Arlberg Road Tunnel (13,9 км), который на данный момент занимает четвертое место. На пятом — тоннель Сиэшан на Тайване, открытый в 2006-м.
В России №1 среди автодорожных является Гимринский тоннель (4,3 км), расположенный в Дагестане. Его начали строить еще в 1979-м, однако его запуск состоялся лишь спустя три десятилетия после старта проекта, о чем можно прочитать в нашей отдельной статье по ссылке ниже.