Объект был сдан в постоянную эксплуатацию лишь спустя три десятилетия после начала строительства, старт которому дали в далеком 1979 году. Возводился тоннель в непростых инженерно-геологических условиях, а завершить начатое помешали перемены в стране. Тем не менее при содействии центральной власти проект был закончен в 2012 году.
Старт проекта
В 1977-м на реке Аварское Койсу в районе села Гимры стартовали работы по возведению Ирганайской гидроэлектростанции. В рамках проекта для транспортировки материалов и оборудования было решено проложить автодорожный тоннель длиной 4,3 км, что делало его самым протяженным среди подобных объектов в стране.
Рассматривался вариант доставки грузов по воде, однако, как посчитали, новая дорога, связывающая районы горного Дагестана с центром Республики, будет иметь стратегическое значение и поспособствует социально-экономическому развитию региона. Проходка тоннеля осуществлялась в непростых геологических и климатических условиях. Ее начали с северного портала в 1979-м, а через четыре года к аналогичным работам приступили и с противоположной стороны.
Во временную эксплуатацию объект был сдан в 1991 году после сбойки встречных забоев. Однако довести строительство Гимринского тоннеля до логического завершения помешал развал СССР, что привело к сокращению финансирования проекта. В течение следующих лет сооружение так и оставалось недостроенным; через его своды проступали грунтовые воды.
Возрождение строительства
В 2006-м президент России Владимир Путин распорядился привести в нормативное техническое состояние трассу Махачкала – Буйнакск – Ботлих (152 км), частью которой и являлся незаконченный тоннель. Проект прошел государственную экспертизу в ноябре 2009-го.
Первоначально открыть движение планировалось уже на следующий год, но позже сроки сдвинули на несколько месяцев вперед, а затем — до середины 2012-го. Все это было связано со сложностью работ, которые не прекращались даже ночью и проводились в условиях высокого обводнения. В проект уже по ходу вносились изменения, и порой приходилось полностью что-то переделывать — например, бетонное основание дорожной одежды на протяжении всего подземного маршрута.
На достройку тоннеля потратили почти 10 млрд руб. Были установлены современные подстанции для постоянного энергоснабжения, система вентиляции, видеокамеры, пожарная и охранная сигнализации, телефонная связь.
Часть оборудования для дагестанского объекта изготавливалась индивидуально, так как необходимого, с похожими характеристиками, в массовом производстве попросту не было. Например, по спецзаказу в Италии спроектировали сейсмическую лабораторию, которая отслеживала бы движение земной коры не только в Унцукульском, но и других районах Республики.
Проект сдан
Дорога, проходящая через Гимринский хребет на глубине более 800 м, была открыта в октябре 2012 года. На церемонии по случаю запуска тоннеля присутствовал ряд высокопоставленных лиц, включая главу Республики Магомедсалама Магомедова и полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина. Как было заявлено, благодаря вниманию к проекту со стороны федеральных властей, его все-таки удалось успешно завершить.
Пропускная способность тоннеля составляет около 4 тыс. транспортных средств в час. Проезд через хребет для целого ряда западных населенных пунктов Республики сокращает путь до Махачкалы на 100-150 км. Объект имеет стратегическое значение для Дагестана и России, являясь и самым протяженным автодорожным тоннелем в стране. Первую строчку в мире по данному показателю среди аналогичных строений занимает расположенный в Норвегии Лердальский тоннель — 24,5 км.
Читайте: В Китае строят самый широкий тоннель в мире