Найти тему
Обычный Человек

Мистерия Цам в Бурятии.

Мистерия Цам в Бурятском дацане в Верхней Берёзовке. Улан-Удэ.
Мистерия Цам в Бурятском дацане в Верхней Берёзовке. Улан-Удэ.

В годы Советской Власти, начиная с двадцатых годов прошлого века Буддисты в Бурятии подвергались жестоким репрессиям. Были разрушены почти все Дацаны и уничтожены большинство Буддийских Лам (священников). Бурятские поселения были разделены на разные административные области и жители этих поселений были вывезены в другие города.

Несмотря на эти репрессии некоторые из Лам продолжали делать молебны у себя в домах и там же принимать прихожан. Очень мало буддийских священников дожили до настоящего времени, что бы передать свои знания и традиции исполнения ритуалов. Сейчас в Бурятии, в Иволгинском Дацане действует Буддийский Университет, где готовят священнослужителей по специальностям – тибетская медицина, астрология, философия и живопись. В Университете учатся студенты со всей России разных национальностей.

Впервые за 83 года, в Бурятском дацане на Верхней Берёзовке состоялся ритуальный буддийский танец Мистерия Цам. Цам Дакшитов.

В России, традиция исполнения мистерии Цам была утрачена, из-за репрессий Советской Власти в тридцатых годах двадцатого века против буддийский священников. В 2011, при помощи учителя из Индии, поле долгих тренировок, которые продолжались один год, состоялось первое представление Мистерии.

"В данный момент (в 2011 году) можно сказать, что в Бурятии нет Цама" - говорит Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор Дацана, Верняя Березовка.

Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор Дацана, Верняя Березовка.
Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор Дацана, Верняя Березовка.

"У нас есть учитель. Агван Джамсо. Родом он из Индии, живет и преподает в Монголии, но три месяца назад был направлен Его Святейшеством Далай Ламой 14 в Бурятию, для помощи в восстановлении традиций Мистерии Цам."

Буда Лама. Один из воссоздателей традиции мистерии Цам в России.

Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор Дацана, Верняя Березовка.
Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор Дацана, Верняя Березовка.

"4 года я учился в Иволгинском дацане, затем 1 год в Гоман дацане, Индия, Карнатака, после чего 6 лет в монастыре Намьял по направлению Хамбо Ламы. Он приехал нас навещать в Гоман Дацан, говорит: Так, что-то много вас здесь, давайте двоих на астрологию, двоих на медицину, и двоих, включая меня, изучать Калачакру. Вообще Калачакра это королева тантры, самое объемное и жесткое учение. У нас в монастыре Намьял были очень суровые порядки и строгий режим: в 3 часа утра подъём и молитва, в 6 завтрак и дальше занятия, в 12 обед, затем диспуты, изучение книг, 17 часов ужин и снова диспуты. Лишь в воскресенье мы имели полдня свободного времени.

До того как я решил посвятить себя учению закончил 10 классов, активно занимался борьбой, поступил в ПедИнститут, собирался стать учителем физкультуры, но через 3 месяца понял, что это не для меня. Вернулся домой, в село Оронгой. Мама вздохнула, сказала: «Ну что ж, придется мне рукавицы шить, чтобы денег заработать». Я пас овец, пахал землю, потом пошел в армию. Едва не угодил в афган. После армии работал шофером, тогда и начал по совету мамы потихоньку учить тибетский алфавит, затем поступил в Иволгу.

Вот уже 14 лет как я гелонг (полный монах). Так не скажешь, да? (Смеется)

Гелонг - буддийский монах, принявший все 253 обета Винаи. Мирской ученик принимает пять обетов мирского ученика. Монах низшего посвящения - раб-чжун принимает 5 монашеских обетов. Монах среднего посвящения гецул принимает 36 обетов.

О чем жалеет.

Ни о чем не жалею, что вы! Наоборот, люди приходят, поможешь, огонь в них зальешь, они воодушевленные уходят и я счастлив. Ну разве что только в армии всем от меня доставалось. И прозвище у меня там было Крепыш. Я же спортсмен.

Кто для Буда ламы Итигэлов.

Об Итигэлове. Пандито Хамбо Лама XII родился в 1852 г. В 1911-м был избран главой всех российских буддистов. В 1917 году он покинул пост Хамбо Ламы, а в 1927 году ушел из жизни, оставив завещание: достать свое тело из-под земли через 75 лет. Тело Хамбо Ламы Итигэлова в позе лотоса поместили в саркофаг (ящик из кедровых досок) и похоронили.

10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в новый «Благословенный дворец Хамбо-ламы Этигэлова» в Иволгинском дацане, специально построенный для него.

Нетленное тело Пандито Хамбо Лама Итигэлова, ламы Иволгинского дацана переносят из дворца Итигэлова  в главный храм для поклонения и встречи с паломникам.
Нетленное тело Пандито Хамбо Лама Итигэлова, ламы Иволгинского дацана переносят из дворца Итигэлова в главный храм для поклонения и встречи с паломникам.

"Пандито Хамбо Лама Итигэлов для меня учитель. Было много опытов духовного общения, я даже могу сказать, он за мной приглядывает. Я же его земляк. Знал о нем с малых лет, еще от родителей, и все время думал о нем, даже находясь в Индии. Затем приехал, как раз когда делали эксгумацию. Мы отправились в ту местность, где он был захоронен с нами дедушка Амгалан, единственный, кто знал точное место. И тут Пандито Хамбо Лама идет в сторону и останавливается именно в том месте. Дедушка удивился очень, а Хамбо Лама и говорит «Вы думаете, я зря сюда шел?» Затем лег на землю, говорит «Ооо, хорошая земля, мягкая». Мы начали раскапывать в том месте. Нам сказали, что там сруб, мы думали, это будет как дом, а оказалось небольшой деревянный ящик. К вечеру все не успели закончить и Хамбо Лама всех увел, оставил меня и Бимбо Ламу, ныне смотрителя Нетленного Тела, ночевать возле места захоронения. Полагаю, он выбрал именно нас, потому что мы земляки Итигелова. Это ведь был риск, мы причинили беспокойство Его покою и это могло сказаться на всех. Сначала мы долго читали молитвы, а потом уснули в машине. Наутро пришел Хамбо Лама и спросил какие сны мы видели. Я видел три сна:

1 Сначала мне приснилось что я левитирую, сидя в позе лотоса. И так мне это все удобно и хорошо.

2. Что Итигэлов встает и я бегу со всех ног, чтобы всех предупредить, что надо взять хадаки. Все схватили хадаки, пошли к нему навстречу. Мне достался последний хадак.

3. 30-40-е годы. Итигэлов перед зеркалом примеряет шляпу и спрашивает, мол как я выгляжу, если на улицу так выйду, не испугаются меня?

Хамбо Лама выслушал и велел продолжать эксгумацию. На процедуры по извлечению ушел весь день и я остался ночевать у Бимбо ламы. Там мне приснилось еще два удивительных сна:

4. Мы сидим в юрте. «Ну-ка, ну-ка» - говорит Итэгелов,- и протягивает руку сквозь стену юрты. Затем так же достает ее назад, показывая свои возможности.

5. Впереди идет Итэгэлов, я следом. Перекресток. Одна дорога большая и прямо, вторая поменьше и в сторону. «Мне туда»- говорит Итэгелов, указывая на большую дорогу, «А тебе пока сюда»- и указывает мне на маленькую. Я пошел по ней, а там груды мусора, большие контейнеры стоят друг на друге. Я залез на эти контейнеры, чтобы посмотреть много ли еще мусора."

Обращение Буда ламы к людям:

Главное не принадлежность к той или иной религии, главное, что у человека внутри. Нужно делать всё от души. По природе душа у любого человека белая и чистая, негатив это наносное. Как лампочка покрывается пылью, так и душа человека покрывается слоем негативных мыслей и поступков. Надо не забывать протирать эту лампочку.

Мистерия Цам. Цам Дакшитов.

Мистерия Цам – это молитва в танце, призванная устранить болезни, препятствия, страдания и все негативное на земле. К таинственному обряду готовятся заранее. Сначала три дня идет служба в храме, принято считать, что после этого души Богов спускаются на землю и вселяются в монахов, и именно они танцуют ритуальные танцы, благословляя всех верующих. После этого, согласно всем буддийским канонам, проводят обряд Дугжууба, символизирующий уничтожение в огне врагов веры, и который стараются посетить все буддисты. В ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.

Участники мистерии Цам готовятся к действияю.
Участники мистерии Цам готовятся к действияю.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Участники мистерии Цам Докшитов готовятся к действию.
Один из действующих лиц мистерии.
Один из действующих лиц мистерии.
Скелеты. Читипати.
Скелеты. Читипати.

Церемония представляет собой нечто вроде невидимого моста между миром божеств и миром людей. Чтобы выглядеть соответствующе, монахи сами шьют костюмы и мастерят маски из папье-маше. Они сами учатся играть на тибетских инструментах - эти трубы называются хурбурэ. Таинственная музыка, священные танцы и, самое главное, благодать, которая сходит с небес, собирает сотни верующих.

Владыка подземного мира Чойчжал
Владыка подземного мира Чойчжал

Чойчжал (тибетск.) – является центральным персонажем мистерии Цам. Он - хозяин подземного мира, владыка ада, главный судья над душами умерших. Это грозное божество выступает в трёх качествах: властитель трёх миров, самостоятельный распорядитель и личный палач.
Владыка мертвых изображается с бычьей головой, поскольку в мифологических представлениях тибетцев и монголов бык символически связан с миром мертвых.
Обычно Повелителя Мертвых изображает монах высокого роста. Маска Чойчжала - самая большая из всех масок мистерии и изображает рогатую синего цвета голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя глазами - видящими прошлое, настоящее и будущее, с загнутым вверх кончиком носа.

Танец Докшитов защитников веры.
Танец Докшитов защитников веры.

В буддизме - Докшиты божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста.

Гандан – разновидность медной трубы,используемой в мистерии цам.
Гандан – разновидность медной трубы,используемой в мистерии цам.
Живые скелеты Читипати.
Живые скелеты Читипати.

Танец скелетов - это священный ритуал буддийского танца, он предназначен для отражения преходящей природы вещей, в том числе состояний ума и самого тела.
Ритуальная пляска Читипати символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом преображенном облике. Читипати или Владыка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением (бардо).
Этот танец празднует освобождение, которое происходит от признания нашего непостоянства.

Мистерия Цам.
Мистерия Цам.
Белый старец.
Белый старец.

Белый Старец — у монгольских и бурятских народов хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне.

Мистерия заканчивается с закатом.
Мистерия заканчивается с закатом.
Мистерия заканчивается на закате.
Мистерия заканчивается на закате.

Авторы фотографий и текста Добрый Человек и Анна Тихая.

2012 год. Бурятия.