Невозможно заниматься исключительно ремонтом и доработкой швейной машинки Aurora A-2153-HM. Потому что если при этом ничего не шить, то это занятие становится бессмысленным.
Поэтому сегодня шьём школьный рюкзак. (Статья довольно длинная.)
Раскрой
Рюкзак будет ярко-красный снаружи (ткань Оксфорд 600Д рип-стоп) и кислотно-оранжевый внутри (ткань Оксфорд 300Д "соты"). На внутренней поверхности лямок и на спинке я буду использовать серую объёмную сетку Air Mesh. Так спина и плечи меньше потеют в жару.
Чёрная сетка будет использована для плоских карманов внутри рюкзака (далее будет всё понятно).
Наполнитель для лямок и для валиков на спинке я нарезал из подложки для ламината. У меня после ремонта остался целый рулон. И эта самая подложка весьма успешно используется в качестве наполнителя при пошиве сумочно-рюкзачных изделий. В данном случае я склеил эту подложку в несколько слоёв аэрозольным контактным клеем. Очень удобно.
При раскрое я стараюсь максимально использовать роликовый нож (по акриловой линейке, типа такой, на специальном коврике для раскроя, типа такого). Даже при вырезании прямоугольных деталей с закруглёнными углами я сначала вырезаю прямоугольник роликовым ножом, и потом ножницами закругляю углы. Такой подход позволяет получать максимально точно вырезанные детали, которые потом будет удобно совмещать и сшивать.
Далее - шитьё. Сразу скажу, что велосипед я не изобретал, и прежде чем что-то делать я изучал как можно больше доступных материалов в интернете. Очень хорошие мастер-классы есть, например, на этом канале, откуда я позаимствовал много чего.
Спинка
По традиции, начинаю с лямок (см. рис. 2). Поскольку я использую объёмную сетку Air Mesh, лямка состоит из 3 одинаковых деталей:
- наружная поверхность из основной ткани;
- второй слой из подкладочной ткани;
- третий слой из Air Mesh.
Между наружным и вторым слоями будет вставляться наполнитель из пенки.
Все 3 слоя сшиваются вместе по периметру, затем окантовываются. После окантовки вставляем наполнитель в лямку. Следим, чтобы он доходил до самого конца и нигде не перекручивался.
После того, как пенка вставлена, пришиваем несущую стропу. Стропа – и есть тот элемент, который несёт на себе всю нагрузку; многослойная лямка с наполнителем – это по сути всего лишь мягкая прокладка между стропой и плечом. Стропу, не стесняясь, пришиваем насквозь в нескольких точках (см. рис. 2). Это заодно окончательно скрепит все элементы лямки в единое целое. Здесь, в зависимости от машинки, придётся постараться засунуть толстый бутерброд под лапку. Вынимать из-под лапки это всё следует по ходу движения ткани, т.е. “от себя”; иначе ткань может порваться об зубцы верхнего/нижнего транспортёра.
Следующий шаг – 2 валика на спину рюкзака (см. рис. 3). Это плоские детали из двух слоёв: снаружи Air Mesh, внутри подкладочная ткань. Сама по себе сетка Air Mesh тянущаяся и непрочная, поэтому её надо нашивать на какую-то основу. Нижняя часть валиков будет тереться о поясницу, поэтому там я делаю защитные накладки из основной ткани (этот момент в своё время был подсмотрен у сплавовского рюкзака). Последовательность действий:
- пришить сетку к основе по краям, справа и слева;
- пришить защитные накладки из основной ткани;
- пристрочить сетку к основе зигзагообразным швом;
- окантовать боковые кромки.
На спинку эти детали пришиваются так:
- сначала внутренние края на одинаковом расстоянии от осевой линии спинки;
- потом внешние края на таком расстоянии, чтобы образовались карманы, достаточные для размещения наполнителя нужной толщины;
- затем верхние края валиков закрываются либо окантовочной лентой, либо 25-мм стропой (у меня в данном случае использована окантовочная лента);
- затем вставляются пенки-наполнители;
- и в конце прихватываются нижние части валиков, чтобы не вываливался наполнитель.
С валиками закончили. Теперь – подкладка спинки.
Это простейшая деталь, которую сначала выкраиваем по форме спинки, а потом разрезаем на расстоянии 6 см от верха. Края разреза – окантовываем. Это нужно для того, чтобы был “служебный ход” для того, чтобы потом в собранный рюкзак вставить пластиковую основу спинки (мягкий пластик толщиной 2 мм). Пока временно верх и низ подкладки сшиваем встык широким “зигзагом”; это, пожалуй, единственный момент, когда при пошиве рюкзака я использую зигзагообразный шов; все остальные швы – прямые. Когда дойдёт дело до вставки пластика, этот шов очень легко распарывается (а потом зашивается вручную).
Следующий шаг – пришить подкладку к спинке по всему периметру и заняться “обвесом” спинки.
Начинаем с внутренней стороны. Здесь пришивается карман и крепёжные элементы. Карман сделан слегка объёмным. То есть он выкроен на несколько сантиметров шире, чем спинка и в нижней части собран в 2 складки (их видно на рис. 5). Верхняя часть будет утягиваться эластичным шнуром; он будет продет в 2 петли из паракорда, пришитых по краям верхнего среза кармана. На самом кармане для шнура сделан “канал” из окантовочной ленты. Конструкция многократно отработана, проблем с ней не возникает.
Сверху – три крепёжных элемента: одно металлическое полукольцо, за которое можно защёлкивать карабинчики, и 2 однощелевки, на которые потом можно будет подвесить, например, велкро-панель с органайзером. Или дополнительный карманчик. Пока ещё не решено, что будет нужнее.
С наружной стороны пришиты лямки и регулировочные ремни. Ремни пришиваются через стандартные “треугольнички”, там даже объяснять нечего.
Центральная часть
Начинаю с изготовления ручки.
Это будет ручка “со скрытым креплением”, наружу будет торчать только центральная часть (отчерченная мелом - см. рис. 7). Ручка сделана из двух строп (50 мм и 25 мм); внутренняя узкая стропа с декоративными целями обёрнута основной тканью. Получился такой “просвет” в цвет рюкзака. Выглядеть должно отлично, потом покажу.
То, как ручка вшивается в боковину, показано на рис. 8. Вроде всё просто, однако поди-ж ты – сам я про такое не догадался. Ручка честно стырена из этого видео.
Ну а на рис. 9 показана уже практически готовая центральная часть рюкзака. Она же “боковина”.
Рассказывать, как вшивается молния, я не буду. Потому что в процитированном выше видео этот процесс показан лучше, чем я бы здесь написал.
Передняя часть рюкзака
Работу над передней стенкой начинаем с изготовления сетчатых плоских карманов и наружного объёмного кармана.
Сетчатые карманы делаются просто: полосы сетки окантовываются сверху и снизу, и потом через окантовку пришиваются молнии. Верхний край молнии верхнего кармана тоже окантовывается. Потом всё это без затей пришивается к подкладке. Главное - не забыть вставить бегунки в молнии.
А вот наружный карман – это мой самый первый опыт использования световозвращающего канта. Я не разочарован. Кант отлично вшивается на моей машинке именно потому, что штатная шагающая лапка имеет специальный канал для шнура. Направляем шнур в канал, смещаем иглу в крайнее левое положение – и всё отлично пришивается. Главное – не торопиться, чтобы не потерять прицел.
Теперь надо пришить наружный карман к передней стенке.
Сначала пришивается верхний край. Он пришивается изнутри кармана; а потом открытый срез ткани закрывается швом “зигзаг”.
А потом пришиваются боковые края; там шов делается снаружи, как можно ближе к подогнутому краю. Да, кстати, перед пришиванием кармана нужно не забыть вырезать и вставить пенки-наполнители во все детали между подкладкой и основной тканью.
Когда верх и бока кармана пришиты, окончательно подрезается подогнутая часть, образующая дно кармана (я эту деталь выкраиваю с небольшим запасом, т.к. форма сложная и в процессе сборки может набежать погрешность в любую сторону). Затем в перед-дно кармана тоже вставляется наполнитель и нижний край сшивается вместе с передней деталью рюкзака.
Ну и в конце соединяем подкладку (с нашитыми на неё ранее сетчатыми карманами) и переднюю деталь в сборе с карманом. Не забываем про наполнитель между подкладкой и основной тканью.
Финальная сборка рюкзака
На этом этапе имеются три части рюкзака:
- спинка в сборе с лямками и внутренним карманом;
- средняя часть рюкзака с вшитой молнией и ручкой;
- передняя часть в сборе с карманом.
Эти три части соединяются двумя швами, и затем эти швы окантовываются.
Результат - ниже.
Вот вид спереди:
И вот вид сзади:
Собственно, всё. После всего этого – смазка машинки. Руководство рекомендует смазывать её после каждого изделия. Да и мой опыт показывает, что от частой смазки вреда точно не будет.