Найти тему
Ольга Фуад

Кто должен проводить CustDev-исследования в образовании? Методисты и глубинные интервью.

Оглавление

Переписывалась с потенциальной клиенткой по заказу методической разработки образовательной программы и она говорит: “Ну вот вы мне должны составить программу, написать скрипты, домашки, а еще вы как методист должны определить целевую аудиторию, провести глубинные интервью и сделать лендинг”. Ничего себе! Человек хочет получить методиста, маркетолога и менеджера (МММ) в одном флаконе, заплатив за услуги только одного.

Сталкиваюсь с этим постоянно. Давайте разбираться.

К сожалению, на рынке вакансий происходит большая путаница в обязанностях людей, отвечающих за создание образовательных программ. Причудливо смешиваются роли методолога, методиста, педагогического дизайнера, тьютора, продюсера, наставника, руководителя проектов и маркетолога.

Например, от методиста ждут (цитаты из вакансий): "…создание структурированного описания деятельности подразделений, разработки матрицы функций, определения ответственности и полномочий должностных лиц, составление технических заданий для дизайнеров и техспециалистов; разработка и внедрение предложений по улучшению показателей: LTV, NPS, COR, % отказов, CSI и др.; изучение целевой аудитории: создание опросов, изучение потребности рынка, проведение CustDev-интервью, анализ информации, внедрение улучшений в программы школы; участие в подготовке закупочной документации…" и так далее.

Часто складывается впечатление, что работодатели хотят видеть в специалисте этакое “чудо 3 в 1”, которое закроет их потребности в большом спектре функционала. А в запросах клиентов мелькает то, о чем я писала в статье “Напишите все за меня!”

"Мастер на все руки" Kandinsky 2.2.
"Мастер на все руки" Kandinsky 2.2.

Мое мнение.

Методист, методолог, педагогический дизайнер, тьютор НЕ должны проводить маркетинговые исследования, считать юнит-экономику, изучать потребности рынка, “заработать больше денег”, гарантировать, что владелец он-лайн школы точно получит прибыль и, тем более, разрабатывать должностную матрицу и подготавливать закупки.

Кто тогда должен проводить исследование целевой аудитории, отслеживать метрики NPS, LTV, % отказов, считать бюджет образовательного курса (продукта), изучать потребности рынка?

На крупных онлайн-платформах эти обязанности возлагаются либо на продюсера (менеджера проекта), либо маркетолога (продуктового маркетолога), либо на руководителя направления. В небольших онлайн-школах этим занимается непосредственно владелец, либо продюсер, либо (как я поняла из комментариев в различных EduTech-сообществах) методический директор или методист. Получается вот откуда “растут ноги” у требований к методисту провести глубинные интервью.

Глубинные интервью — это один из видов интервью (беседы) с клиентами или потенциальными пользователями с целью проверить (подтвердить или опровергнуть) выдвинутые гипотезы относительно создания, функционирования и развития вашего продукта или услуги. Интервью являются одним из инструментов бизнес-концепции Customer Development (кастомер девелопмент, CustDev, CusDev), что в переводе с английского означает - развитие отношений с клиентами.
"Глубинные интервью" Kandinsky 2.2
"Глубинные интервью" Kandinsky 2.2

В школах и университетах глубинные интервью обычно не проводят (пока не встречала). Коммерческое образование, стремительно двинувшись в онлайн и назвав себя EduTech, вроде как стало относится к IT-сфере. А методика customer development исторически возникла и развивалась именно в IT. Но вот почему-то с распределением ролей при создании образовательных продуктов все идет туго.

Образовательная программа или курс — это всегда продукт!

В школе или университете мы можем говорить об образовательных услугах и это тема для отдельной статьи. Но в коммерческом образовании вы продаете людям именно продукт с неким сформулированным результатом, мотивирующим на покупку.

И поэтому я бы говорила о роли продуктового менеджера (product manager), владельца продукта (product owner), директора по продукту. То есть того, кто отвечает именно за продукт и его результат как для бизнеса (онлайн-школы) так и для клиента (ученика).

Продуктовый менеджер и должен (по классике IT) проводить исследование целевой аудитории, отслеживать метрики NPS, LTV, % отказов, считать бюджет образовательного продукта, изучать потребности рынка, совершенствовать продукт. При этом у него в доступе должны быть и эксперт (автор), и методист, и дизайнер, и маркетолог, и технические специалисты для дальнейшей работы по развитию программы как продукта.

Такой штат сотрудников (даже на аутсорсинге) могут позволить себе не все онлайн-школы. Поэтому мы имеем на рынке вакансий и услуг то, что имеем: нужен сотрудник “3 в 1” и подешевле, и можно его назвать, к примеру, … методистом или продюсером. Хотя должность продюсера за последние два года сильно дискредитирована инфо-бизнесом и в серьезном образовании стала меньше использоваться.

В конце — десерт противоречия самой себе)

Я работаю и как методист, и как продуктовый менеджер, и как руководитель проектов: организую цикл производства образовательного продукта полностью, провожу custdev, исследую аудиторию и рынок, работаю с экспертами, структурирую программы и презентации.

Так произошло, что за свою долгую карьеру мне удалось поработать в разных ролях и в образовании, и в промышленном производстве, и разработке сложных IT-систем. При этом я не стараюсь заменить всех специалистов и быть человеком-осьминожкой. Но, если необходимо, сумею подобрать и выбрать специалиста под узкую задачу.

Приходите за разработкой образовательных продуктов.

Люблю сложные темы)