Переписывалась с потенциальной клиенткой по заказу методической разработки образовательной программы и она говорит: “Ну вот вы мне должны составить программу, написать скрипты, домашки, а еще вы как методист должны определить целевую аудиторию, провести глубинные интервью и сделать лендинг”. Ничего себе! Человек хочет получить методиста, маркетолога и менеджера (МММ) в одном флаконе, заплатив за услуги только одного.
Сталкиваюсь с этим постоянно. Давайте разбираться.
К сожалению, на рынке вакансий происходит большая путаница в обязанностях людей, отвечающих за создание образовательных программ. Причудливо смешиваются роли методолога, методиста, педагогического дизайнера, тьютора, продюсера, наставника, руководителя проектов и маркетолога.
Например, от методиста ждут (цитаты из вакансий): "…создание структурированного описания деятельности подразделений, разработки матрицы функций, определения ответственности и полномочий должностных лиц, составление технических заданий для дизайнеров и техспециалистов; разработка и внедрение предложений по улучшению показателей: LTV, NPS, COR, % отказов, CSI и др.; изучение целевой аудитории: создание опросов, изучение потребности рынка, проведение CustDev-интервью, анализ информации, внедрение улучшений в программы школы; участие в подготовке закупочной документации…" и так далее.
Часто складывается впечатление, что работодатели хотят видеть в специалисте этакое “чудо 3 в 1”, которое закроет их потребности в большом спектре функционала. А в запросах клиентов мелькает то, о чем я писала в статье “Напишите все за меня!”
Мое мнение.
Методист, методолог, педагогический дизайнер, тьютор НЕ должны проводить маркетинговые исследования, считать юнит-экономику, изучать потребности рынка, “заработать больше денег”, гарантировать, что владелец он-лайн школы точно получит прибыль и, тем более, разрабатывать должностную матрицу и подготавливать закупки.
Кто тогда должен проводить исследование целевой аудитории, отслеживать метрики NPS, LTV, % отказов, считать бюджет образовательного курса (продукта), изучать потребности рынка?
На крупных онлайн-платформах эти обязанности возлагаются либо на продюсера (менеджера проекта), либо маркетолога (продуктового маркетолога), либо на руководителя направления. В небольших онлайн-школах этим занимается непосредственно владелец, либо продюсер, либо (как я поняла из комментариев в различных EduTech-сообществах) методический директор или методист. Получается вот откуда “растут ноги” у требований к методисту провести глубинные интервью.
Глубинные интервью — это один из видов интервью (беседы) с клиентами или потенциальными пользователями с целью проверить (подтвердить или опровергнуть) выдвинутые гипотезы относительно создания, функционирования и развития вашего продукта или услуги. Интервью являются одним из инструментов бизнес-концепции Customer Development (кастомер девелопмент, CustDev, CusDev), что в переводе с английского означает - развитие отношений с клиентами.
В школах и университетах глубинные интервью обычно не проводят (пока не встречала). Коммерческое образование, стремительно двинувшись в онлайн и назвав себя EduTech, вроде как стало относится к IT-сфере. А методика customer development исторически возникла и развивалась именно в IT. Но вот почему-то с распределением ролей при создании образовательных продуктов все идет туго.
Образовательная программа или курс — это всегда продукт!
В школе или университете мы можем говорить об образовательных услугах и это тема для отдельной статьи. Но в коммерческом образовании вы продаете людям именно продукт с неким сформулированным результатом, мотивирующим на покупку.
И поэтому я бы говорила о роли продуктового менеджера (product manager), владельца продукта (product owner), директора по продукту. То есть того, кто отвечает именно за продукт и его результат как для бизнеса (онлайн-школы) так и для клиента (ученика).
Продуктовый менеджер и должен (по классике IT) проводить исследование целевой аудитории, отслеживать метрики NPS, LTV, % отказов, считать бюджет образовательного продукта, изучать потребности рынка, совершенствовать продукт. При этом у него в доступе должны быть и эксперт (автор), и методист, и дизайнер, и маркетолог, и технические специалисты для дальнейшей работы по развитию программы как продукта.
Такой штат сотрудников (даже на аутсорсинге) могут позволить себе не все онлайн-школы. Поэтому мы имеем на рынке вакансий и услуг то, что имеем: нужен сотрудник “3 в 1” и подешевле, и можно его назвать, к примеру, … методистом или продюсером. Хотя должность продюсера за последние два года сильно дискредитирована инфо-бизнесом и в серьезном образовании стала меньше использоваться.
В конце — десерт противоречия самой себе)
Я работаю и как методист, и как продуктовый менеджер, и как руководитель проектов: организую цикл производства образовательного продукта полностью, провожу custdev, исследую аудиторию и рынок, работаю с экспертами, структурирую программы и презентации.
Так произошло, что за свою долгую карьеру мне удалось поработать в разных ролях и в образовании, и в промышленном производстве, и разработке сложных IT-систем. При этом я не стараюсь заменить всех специалистов и быть человеком-осьминожкой. Но, если необходимо, сумею подобрать и выбрать специалиста под узкую задачу.
Приходите за разработкой образовательных продуктов.
Люблю сложные темы)