Обратимся к энциклопедии и выясним, что такое рага-рок : Рага-рок — термин, появившийся во второй половине 1960-х годов и призванный описать и обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры.
Увлечение западного мира культурой Индии насчитывает сотни лет. Но всего через 15 лет после того, как страна стала независимой от британского правления республикой, британцы в очередной раз попытались что-то украсть у Индии. На этот раз это были не артефакты и не пряности, а инструменты и звуки. Начиная с 1965 года массовая волна вдохновения от традиционной индийской классической музыки проникла в британскую поп-музыку. Это был настолько глубокий сдвиг, что возникла необходимость в новом жанре: рага-рок. Весной 1965 года The Yardbirds были готовы оседлать эту волну.
Будем считать их родоначальниками жанра. Хотя это, возможно, и вызовет некие споры у поклонников рок-музыки. После того, как гитарист Эрик Клэптон покинул группу из-за того, что они увлеклись поп-музыкой в сингле «For Your Love», The Yardbirds пригласили Джеффа Бека, гитариста, чей опыт заключался в смелом экспериментировании. В арсенале Бека были фузз-бокс, перегруженные усилители и изящные гитарные тона, которые сразу же произвели революцию в звучании группы. Когда автор песен Грэм Гулдман пришел к группе со своим продолжением песни «For Your Love», Бек обратил внимание на ситар-подобный гул, создаваемый игрой открытого аккорда.
Песня «Heart Full of Soul» была записана специально как индийская рага. Поначалу группа даже наняла пару профессиональных индийских музыкантов - ситара и табла, - чтобы записать центральный рифф и ритмы песни. Но, будучи неудовлетворенным результатами, Бек решил сам воспроизвести звук ситара. «Игрок на ситаре не мог правильно подобрать тактовый размер 4/4; это была безнадежная трата времени», — объяснил Бек в примечаниях к своему бокс-сету 1991 года «Бекология». «У меня была фуз-машина, Tonebender. Мы сделали один дубль, это звучало возмутительно ужасно. Поэтому они оставили табла-исполнителя, которого удалось заставить работать. С этим они поторопились, а остальное превратилось в катание на американских горках».
Джимми Пейдж, который способствовал приглашению Бека в The Yardbirds, наблюдал за сессией и стал одержим звуком ситара.
«Скажем так: у меня был ситар до того, как Джордж Харрисон приобрел свой», - сказал Пейдж автору Брэду Толински в книге «Свет и тень» . «Я бы не сказал, что играл так же хорошо, как он; Я думаю, что Джордж использовал его более удачно. «Within You Without You» группы «Битлз» была сделана с хорошим вкусом. Он провел много времени, обучаясь у Рави Шанкара, и это было видно».
"Heart Full of Soul" была записана в апреле 1965 года, возглавив движение к тому, что в конечном итоге превратилось в рага-рок. Но всего две недели спустя у The Kinks появилось собственное мнение о новоявленном жанре выскочек из The Yardbirds. После остановки в Бомбее, когда он пытался добраться до Австралии на гастроли, Рэй Дэвис услышал, как группа рыбаков поет, готовя свои лодки к выходу в море рано утром. Эти песнопения легли в основу их песни See My Friends.
«Мне всегда нравилось пение индийцев. Кто-то однажды сказал мне: «Англия серая, а Индия похожа на цветное пение». Я не думаю, что Англия такая уж серая, но Индия похожа на длинную, может быть, несколько однообразную песню», - объяснил Дэвис о происхождении «See My Friends» в книге 2013 года «God Save The Kinks». «Когда я писал песню, я имел в виду море возле Бомбея».
The Kinks также решили воспроизвести звук ситара, но на гитаре, а братья Дэвис использовали аналогичную комбинацию овердрайва и сжатия для достижения эффекта. Рэй Дэвис вспомнил, что гудящий рифф был создан на 12-струнной гитаре. Центральная вокальная мелодия Дэвиса сильно отличалась от блюзовой интерпретации раги The Yardbirds, поскольку была напрямую вдохновлена мелизмами традиционной индийской музыки. «Heart Full of Soul» вышла за месяц до «See My Friends», но Дэйв Дэвис был уверен, что The Kinks положили начало рага-роковой тенденции.
«Я думаю, что все в какой-то степени копируют», — сказал Дэвис Melody Maker вскоре после выхода песни. «Меня не очень раздражает, когда группы копируют нас - в прошлом такое случалось часто. Одна вещь меня беспокоит – мы не получили никакого признания за то, что сделали очень индийско звучащую запись с «See My Friend». С тех пор, в течение последних шести месяцев, все группы занимаются этим "индийским делом"».
Несмотря на то, что и The Yardbirds, и The Kinks были первыми группами, использовавшими индийские звуки в своих записях, именно Beatles принесли миру ситар и рага-рок. Во время съемок второго художественного фильма группы Help! в апреле 1965 года (за две недели до того, как The Yardbirds записали «Heart Full of Soul») Джордж Харрисон заинтересовался ситаром, на котором играл музыкант, нанятый для сцены в индийском ресторане. Джордж Мартин сочинил попурри из песен Beatles, которые должны были сыграть в традиционном индийском стиле для музыки к фильму.
Увлечение Харрисона укрепилось после беседы с гитаристом The Byrds Дэвидом Кросби, который был одним из первых американских рок-музыкантов, освоивших навыки виртуоза игры на ситаре Рави Шанкара. Решимость Харрисона выучить игру на ситаре была еще в зачаточном состоянии, когда Джон Леннон принес для записи песню «Норвежский лес». Харрисон взял ситар и разобрал ноты на слух, так как у него еще не было профессиональных уроков игры на этом инструменте. Элементарной игры Харрисона все же оказалось достаточно, чтобы рага-рок стал мейнстримом.
Благодаря своему влиянию на Харрисона, Кросби был полон решимости попасть на первый этаж рага-рока. Вместе со своими товарищами по группе Byrds Кросби выступил соавтором «Eight Miles High», песни, в которой фирменный фолк-рок группы сочетался с явными индийскими влияниями, психоделическими штрихами и даже джазовыми импровизациями. Во время первой пресс-конференции, посвященной продвижению сингла 28 марта 1966 года, публицист The Byrds ввел термин «рага-рок», хотя и Кросби, и Роджер МакГуинн отказались от определения жанра песни.
«Это рок-н-ролл, это не джаз и не индийская музыка. Но мы слушаем их музыку, и она нам нравится, и она влияет на наше мышление и нашу игру, — сказал Кросби в 1966 году. - Рок будет продолжать развиваться. Теперь в нем есть африканский, южноамериканский, джаз, фолк, церковные песнопения, баховское влияние, индийское, греческое, кантри, блюграсс».
На пресс-конференции группы МакГуинн продемонстрировал приемы игры на ситаре, что укрепило известность этого инструмента в поп-музыке.
В течение нескольких месяцев после «Eight Miles High» почти каждая группа приняла рага-рок как новое звучание рок-музыки. У Rolling Stones появилась песня «Paint It Black», у Hollies — «Bus Stop», у The Doors - «The End», а у Донована - «Three King Fishers». Американская блюз-рок-группа The Paul Butterfield Blues Band экспериментировала с расширением рага-рока до джема с 13-минутной песней ‘East-West’. В июне 1966 года этномузыкант Харихар Рао объединился с лос-анджелесскими сессионными музыкантами The Wrecking Crew для создания Raga Rock, альбома рок-каверов, официально закрепившего этот жанр.
===============
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.