Найти тему
Виктор Никитин

Истоки рага-рока.

Обратимся к энциклопедии и выясним, что такое рага-рок : Рага-рок — термин, появившийся во второй половине 1960-х годов и призванный описать и обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры.

Увлечение западного мира культурой Индии насчитывает сотни лет. Но всего через 15 лет после того, как страна стала независимой от британского правления республикой, британцы в очередной раз попытались что-то украсть у Индии. На этот раз это были не артефакты и не пряности, а инструменты и звуки. Начиная с 1965 года массовая волна вдохновения от традиционной индийской классической музыки проникла в британскую поп-музыку. Это был настолько глубокий сдвиг, что возникла необходимость в новом жанре: рага-рок. Весной 1965 года  The Yardbirds  были готовы оседлать эту волну.

Будем считать их родоначальниками жанра. Хотя это, возможно, и вызовет некие споры у поклонников рок-музыки. После того, как гитарист Эрик Клэптон покинул группу из-за того, что они увлеклись поп-музыкой в ​​​​сингле «For Your Love», The Yardbirds пригласили Джеффа Бека, гитариста, чей опыт заключался в смелом экспериментировании. В арсенале Бека были фузз-бокс, перегруженные усилители и изящные гитарные тона, которые сразу же произвели революцию в звучании группы. Когда автор песен Грэм Гулдман пришел к группе со своим продолжением песни «For Your Love», Бек обратил внимание на ситар-подобный гул, создаваемый игрой открытого аккорда.

Песня «Heart Full of Soul» была записана специально как индийская рага. Поначалу группа даже наняла пару профессиональных индийских музыкантов - ситара и табла, - чтобы записать центральный рифф и ритмы песни. Но, будучи неудовлетворенным результатами, Бек решил сам воспроизвести звук ситара. «Игрок на ситаре не мог правильно подобрать тактовый размер 4/4; это была безнадежная трата времени», — объяснил Бек в примечаниях к своему бокс-сету 1991 года «Бекология».  «У меня была фуз-машина, Tonebender. Мы сделали один дубль, это звучало возмутительно ужасно. Поэтому они оставили табла-исполнителя, которого удалось заставить работать. С этим они поторопились, а остальное превратилось в катание на американских горках».

Джимми Пейдж, который способствовал приглашению Бека в The Yardbirds, наблюдал за сессией и стал одержим звуком ситара.

«Скажем так: у меня был ситар до того, как Джордж Харрисон приобрел свой», - сказал Пейдж автору Брэду Толински в книге «Свет и тень» . «Я бы не сказал, что играл так же хорошо, как он; Я думаю, что Джордж использовал его более удачно. «Within You Without You» группы «Битлз» была сделана с хорошим вкусом. Он провел много времени, обучаясь у Рави Шанкара, и это было видно».

"Heart Full of Soul" была записана в апреле 1965 года, возглавив движение к тому, что в конечном итоге превратилось в рага-рок. Но всего две недели спустя у The Kinks появилось собственное мнение о новоявленном жанре выскочек из The Yardbirds. После остановки в Бомбее, когда он пытался добраться до Австралии на гастроли, Рэй Дэвис услышал, как группа рыбаков поет, готовя свои лодки к выходу в море рано утром. Эти песнопения легли в основу их песни See My Friends.

«Мне всегда нравилось пение индийцев. Кто-то однажды сказал мне: «Англия серая, а Индия похожа на цветное пение». Я не думаю, что Англия такая уж серая, но Индия  похожа на длинную, может быть, несколько однообразную песню», - объяснил Дэвис о происхождении «See My Friends» в книге 2013 года «God Save The Kinks». «Когда я писал песню, я имел в виду море возле Бомбея».

The Kinks также решили воспроизвести звук ситара, но на гитаре, а братья Дэвис использовали аналогичную комбинацию овердрайва и сжатия для достижения эффекта. Рэй Дэвис вспомнил, что гудящий рифф был создан на 12-струнной гитаре. Центральная вокальная мелодия Дэвиса сильно отличалась от блюзовой интерпретации раги The Yardbirds, поскольку была напрямую вдохновлена ​​мелизмами традиционной индийской музыки. «Heart Full of Soul» вышла за месяц до «See My Friends», но Дэйв Дэвис был уверен, что The Kinks положили начало рага-роковой тенденции.

«Я думаю, что все в какой-то степени копируют», — сказал Дэвис  Melody Maker  вскоре после выхода песни. «Меня не очень раздражает, когда группы копируют нас - в прошлом такое случалось часто. Одна вещь меня беспокоит – мы не получили никакого признания за то, что сделали очень индийско звучащую запись с «See My Friend». С тех пор, в течение последних шести месяцев, все группы занимаются этим "индийским делом"».

Несмотря на то, что и The Yardbirds, и The Kinks были первыми группами, использовавшими индийские звуки в своих записях, именно Beatles принесли миру ситар и рага-рок. Во время съемок второго художественного фильма группы  Help! в апреле 1965 года (за две недели до того, как The Yardbirds записали «Heart Full of Soul») Джордж Харрисон заинтересовался ситаром, на котором играл музыкант, нанятый для сцены в индийском ресторане. Джордж Мартин сочинил попурри из песен Beatles, которые должны были сыграть в традиционном индийском стиле для музыки к фильму.

Увлечение Харрисона укрепилось после беседы с гитаристом The Byrds Дэвидом Кросби, который был одним из первых американских рок-музыкантов, освоивших навыки виртуоза игры на ситаре Рави Шанкара. Решимость Харрисона выучить игру на ситаре была еще в зачаточном состоянии, когда Джон Леннон принес для записи песню «Норвежский лес». Харрисон взял ситар и разобрал ноты на слух, так как у него еще не было профессиональных уроков игры на этом инструменте. Элементарной игры Харрисона все же оказалось достаточно, чтобы рага-рок стал мейнстримом.

Благодаря своему влиянию на Харрисона, Кросби был полон решимости попасть на первый этаж рага-рока. Вместе со своими товарищами по группе Byrds Кросби выступил соавтором «Eight Miles High», песни, в которой фирменный фолк-рок группы сочетался с явными индийскими влияниями, психоделическими штрихами и даже джазовыми импровизациями. Во время первой пресс-конференции, посвященной продвижению сингла 28 марта 1966 года, публицист The Byrds ввел термин «рага-рок», хотя и Кросби, и Роджер МакГуинн отказались от определения жанра песни.

«Это рок-н-ролл, это не джаз и не индийская музыка. Но мы слушаем их музыку, и она нам нравится, и она влияет на наше мышление и нашу игру, — сказал Кросби в 1966 году. - Рок будет продолжать развиваться. Теперь в нем есть африканский, южноамериканский, джаз, фолк, церковные песнопения, баховское влияние, индийское, греческое, кантри, блюграсс».

На пресс-конференции группы МакГуинн продемонстрировал приемы игры на ситаре, что укрепило известность этого инструмента в поп-музыке.

В течение нескольких месяцев после «Eight Miles High» почти каждая группа приняла рага-рок как новое звучание рок-музыки. У Rolling Stones появилась песня «Paint It Black», у Hollies — «Bus Stop», у The Doors - «The End», а у Донована - «Three King Fishers». Американская блюз-рок-группа The Paul Butterfield Blues Band экспериментировала с расширением рага-рока до джема с 13-минутной песней ‘East-West’. В июне 1966 года этномузыкант Харихар Рао объединился с лос-анджелесскими сессионными музыкантами The Wrecking Crew для создания  Raga Rock, альбома рок-каверов, официально закрепившего этот жанр.

===============

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.