Небольшой обзор индикаторов, которых вы можете увидеть перед собой, когда пилотируете корабль. Актуально для версии Alpha 3.19.1. Большая благодарность при работе над текстом Massara и dr_Toxxxic.
HUD (Head-Up Display или русскоязычный аналог этого термина - индикатор лобового стекла) это важная часть игрового окружения, позволяющего пилоту получать информацию о состоянии корабля и его вооружения. В текущей версии на дисплей выводиться довольно много информации и мы рассмотрим ее в контексте со стандартными кнопками управления полетом корабля.
В зависимости от вида работ, производимых пилотом, интерфейс отличается. Сейчас можно выделить следующие типы HUD:
- Пилотажный (Ship HUD) - демонстрирующий информацию о полете корабля, состоянию связанных с пилотирование систем и использованию пушечного вооружения под контролем пилота.
- Оператора ракет (Missiles Operator) - позволяет получить информацию о ракетно-бомбовом вооружении на борту и произвести наведение и выстрел.
- Оператора сканирования - позволяет получит результаты анализа и сканирования различных объектов удаленных от корабля.
- Оператора добычи минералов (mining) - позволяет использовать оборудования для добычи и состояние обрабатываемых пород.
- Оператора утилизации (salvaging) - позволяет использовать оборудования для утилизации обломков.
Здесь и сейчас будет рассматриваться только пилотажный ИЛС внешний вид которого можно посмотреть на рисунке ниже. Об остальных типов интерфейсов можно будет узнать из отдельных статей (когда они будут написаны).
Для простоты и наглядности раздели дисплей на 4 больших области, представленные на рисунке выше: ① - левый край, ② - правый край, ③ - верхний край, ④ - центр интерфейса. И будем разбирать каждую часть последовательно.
Область ① демонстрирует параметры двигателя и режимов полета на рисунке ниже.
Шкала зарядки системы разгона - это заполняемая полоса, которая разряжается при ускорении (BOOST), который активируется при нажатии Левый SHIFT. Зарядка происходит сама собой, после отключения ускорения и небольшого отката по времени (от 1 до 3 сек.), что отображается индикатором отката (❂) слева от цифровым индикатором заряда. Полностью заряженная шкала исчезает из интерфейса.
Шкала скорости корабля (VEL) показывает текущую скорость корабля используя, как цифровой индикатор скорости, так и ползунком указателя скорости (<). Разгонять и замедлять корабль можно используя горячие клавиши: вперед "W", назад "S", влево "A", вправо "D", вверх "SPACE" и вниз "CTRL". При изменении скорости левая часть шкалы, со стороны цифрового индикатора скорости "поворачивается", показывая крупные риски с шагом в 100 м/с.
Вдоль правой стороны шкалы скорости движется метка ограничителя скорости (◻), настройка этого ограничителя не позволяет разогнаться выше в любом направлении. Ограничитель скорости настраивается вращением Колесика Мыши. Кроме этого шкала ограничения скорости поделена на 2 части: "зеленая" SCM (Speed Combat Maneuvers или Скорость Боевого Маневрирования) и "красная" HS (High Speed или Высокие Скорости). При движении в "зеленом" диапазоне скоростей корабль обладает большей подвижностью, чем "красной", а на некоторые виды оружия в "красном" диапазоне налагаются различные "штрафы".
Около метка ограничителя скорости (◻), может появляться символ "круиз контроля" (⌅). При включении режима "круиз контроля" кнопкой "C", система управления начинает разгоняться до предельной скорости и стараться удержать ее.
По низу области расположены 4 квадратных индикатора включенных функций обозначенных аббревиатурами VTOL, CPLD, ESP и GEAR. Более темные квадраты обозначают - отключение этих функций, а светлые квадраты - включение.
- VTOL - режим вертикального взлета, включаемый кнопкой "K", позволяет более эффективно подниматься и опускать. Корабли, у которых есть поворачиваемые мотор-гондолы с двигателями, они разворачиваются вниз при включении и занимают нормальное положение при выключении функции.
- CPLD - режим сцепления курса корабля и направления носа, управляемый комбинацией "Левый Alt" + "C". При включении "сцепления" система управления будет стараться развернуть курс вашего движения в направлении носа корабля. При отключении этой опции, направление вашего движения будет сохраняться, независимо от того, куда смотрит ваш нос, но управление в этом режиме требует определенных навыков.
- ESP - режим помощи при стрельбе, который замедляет резкость ваших маневров при наведении на цель. Кнопки по умолчанию у данной функции нет.
- GEAR - посадочный режим, в котором корабли выпускают шасси или переходят в посадочную форму. За включение-выключение данной функции отвечает кнопка "N".
Область ② позволяет посмотреть запасы расходников и некоторые режимов.
Сверху справа находится список активного вооружения и боезапаса к нему. Каждый прямоугольник в этом углу это одно из орудий, с указанием его коммерческого названия, например BADGER это трехствольный скорострельный лазерный репитер 2-го размера CF-227 Badger Repeater. Ниже идут два числа через косую черту - оставшийся боезапас оружия, полный боезапас орудия. Для энергетических орудий этот запас восполняется сам, после окончания стрельбы и небольшой паузы сопровождаемой индикатором отката (❂). Под числами находится две полосы - индикатор боезапаса и индикатор перегрева.
Все пушечное вооружение корабля разделено на 2 огневые группы, ведение огня из которых производиться: 1-й группой Левой Кнопкой Мыши, 2-й группой Правой Кнопкой Мыши.
В центре нижней стороне находятся столбчатые индикаторы запаса водородного топлива (HYD), используемого для обычных маневров, и квантового топлива (QUA), используемого в быстрых перелетах между планетами и лунами. Пополнить запас топлива можно на посадочных площадках или из топливных танкеров MISC Starfarer.
Справа внизу идут 4 прямоугольные индикатора: LOCK, DECOY, NOISE и STGR. Это индикаторы работы системы вооружения и запаса контрмер.
Самый правый индикатор показывает режим управления корабельным вооружение, установленного в подвижные подвесы - гимбалы (gimbal). Всего существует 3 вариант, которые отображаются надписью в этом прямоугольнике: LOCK, AUTO, TARG.
LOCK - все оружие переводиться в фиксированное положение, сведенное на в одну точку на определенную дальность.
AUTO - подвесы работают в режиме автоматического наведения.
TARG - подвесы работаю в ручном режиме, позволяющие наводиться оружие курсором мыши.
По умолчанию кнопка управления не назначена. Выставить значение по умолчанию можно в разделе меню GAME SETTING, а выставить кнопку для настройки можно в разделе KEYBINDINGS. Больше деталей можно узнать дальше, когда будут разбиться в управление гимбалами.
DECOY - индикатор количества оставшихся приманок противоракетной системы. Их запуск производится кнопкой H, также их можно производить целой группой удерживая туже кнопку H. Настроить группу, увеличивая или уменьшая число приманок в ней используя комбинации Прав. ALT + H и Лев. ALT + H.
NOISE - индикатор оставшихся шумовых "завес" противоракетной системы. При развертывании они прячут корабль не только от ракет, но и сбрасывают захват вас от других кораблей и их захват для вас. Пуск шумов производиться кнопкой J.
STGR - это индикатор режима ведения огня пушечным вооружением: залповой, когда индикатор погашен или поочередной, когда индикатор включен. Кнопка управления для этой опции не выставлена по умолчанию.
Слева находится шкала углов тангажа, отмеченная надписью PITCH. Также как и на шкале скорости, на ней есть цифровой индикатор посередине шкалы, с указанием текущего значения. Сама шкала c крупными делениями и их отметками в 10º проворачивается, по мере изменение угла наклона корабля. Весь диапазон шкалы от -18º (от текущего положения) до +18º.
В гравитационных зонах (около планет, лун и площадка с искусственной гравитацией) она манятся на шкалу высоты с надписью ALT M, градуированную в километрах, с большими делениями в 0,1 километра или 100 метров. Цифровой индикатор по середине шкалы показывает высоту с точностю до метра, с запятой, как разделителем разрядов, отделяющей метры от целых километров.
Область ③ позволяет оценить уровень заметности вашего корабля в разных диапазонах и угол вашего азимута.
Внизу этой зона находится шкала азимута вашего корабля, позволяющего вам оценить направление движения вашего корабля, если вы находитесь на поверхности планеты или луны. Эта шкала градуирована в градусах с делениями в 5º. Шкала поворачивается по мере изменения направления.
Углы на шкале могут быть полезными в зонах гравитации. Например, направление азимута 0º указывает на местный северный полюс, на котором находится орбитальный маркер OM1, а 180º на местный южный полюс c размещенным над ним орбитальным маркером OM2. Кроме этого индикатор позволяет вам удерживать курс на цель, если нет местных ориентиров.
Над шкалой азимута находятся индикатор сигнатур вашего корабля, указывающий какая из сигнатур обеспечивает наибольшую заметность вашего корабля. Слева находится индикатор тепловой IR-сигнатуры, по центру находится сигнатура площади отражения - CS-сигнатура, а справа отображается электромагнитная сигнатура - EM-сигнатура.
Центральная сигнатура не изменяется, так как она определяется самой конструкцией корабля, а вот две другие определяются работой оборудования и могут меняться.
Область ④ находится в центре дисплея и наиболее активно используется во время полета.
В спокойной, не боевой обстановке, когда не происходит ничего аварийного слева внизу (рядом со шкалой скорости) находится небольшой индикатор вектора скорости. Он демонстрирует вектор аналогично радару, а красный сегмент показывает возможный сектор смены курса. Он уменьшается по мере разгона корабля и сдвигается если вы маневрируете.
Индикатор перегрузки находится справа снизу и состоит из 3х частей. Указатель слагаемых перегрузок по трем осям, где демонстрируются все три составляющих усилий действующих на персонажа: горизонтальные и вертикальные (самые опасные) перегрузки. Правее находится цифровой индикатор суммарного перегрузки.
Над цифровым индикатором находится прямоугольник с буквам GSAF. Его яркая окраска означает, что система ограничения перегрузок корабля включена и ограничивает тягу двигателей, не давай персонажу отключиться от высокого ускорения.
В центральной части находится курсор управления виртуальным джойстиком, скобки обозначающие границы его мертвой зоны и перекрестие прицел корабельных орудий, находящихся под управлением пилота.
Поскольку управление орудиями может работать в одном из трех режимов, то и вид прицела будет отличаться:
- Фиксированном - в этом режиме орудия зафиксированы, независимо от того, находятся они турелях, подвижных подвесах (гимбалах) или нет. В этом случае перекрестие прицела находится точно по центру, там же где начинается курсор виртуального джойстика.
- Автоуправление гимбалами - в этом режиме оружия доводятся до цели автоматически, правда в не очень большой области. Перекрестие прицела само перемещается в сторону противника, если автоматика работает. Область, в которой система производит наведение, указана пунктирной окружностью.
- Ручным управлением гимбалами - в этом режиме, вы можете перемещать перекрестья прицела мышью и наводит орудия самостоятельно. Прицел в этом случае отделен от основания курсора виртуального джойстика и следует за его курсором с некоторым запаздыванием.
При появлении других кораблей и техники, обнаруженных сканерами вашего корабля, они будет помечаться ⌃-образным маркером. Маркер дружественных и нейтральных цели окрашен светло-синим, а враждебных красным цветом. Цель может быть захвачена наведением на нее прицела и кнопкой T (лат.). Другие горячие клавиши связанные с наведением и захватом цели можно посмотреть здесь.
Выбранная цель, находящаяся в захвате, будет выделена рамкой с маркером курса, именем пилота, скоростью и дальностью до нее. Кроме этого, около нее будет маркер точки прицеливания, в которую нужно навести орудия, чтобы попасть в цель. Если цель находится слишком далеко для попадания, то эта отметка будет выглядеть как небольшой ромбик (◇). Если цель достаточно близка для попадания, но орудия не наведены маркер цели раскроется в перекрестие (), но будет оставаться окрашен в цвет рамки. При точном наведении, он сожмётся в зеленый квадрат (◻), а сам прицел изменит конфигурацию.
В центральной части дисплея также выводятся предупреждения о состоянии вашего корабля, например о событиях грозящих ему гибелью:
ВНИМАНИЕ: Щиты почти на нуле (WARNING: Shields Critical) - предупреждение о почти полном разрушении щитов, до полного разрушения осталось совсем не много.
ТРЕВОГА: ЩИТЫ НА НУЛЕ (ALERT: SHIELDS DOWN) - предупреждение о полностью разрушенном щите вашего корабля.
ТРЕВОГА: Сканирующий импульс (ALERT: Ping Detected) - предупреждение о радарном импульсе, который обнаружил ваше местоположение.
ТРЕВОГА: Обнаружено сканирование (ALERT: Scan Detected) - предупреждение о сканировании вашего корабля другим кораблем.
ВНИМАНИЕ: Опасность столкновения (WARNING: Collision alert) - предупреждение курсе ведущем к аварийному столкновению с объектами.
ВНИМАНИЕ: Нарушение закона, прекратите немедленно (WARNING: Felony Trespassing, Leave Now) - предупреждение о проникновении в закрытое для посещения пространство. Если вы не покинете его, то получите увеличение криминального статуса.
ВНИМАНИЕ: Квантовый перехват (WARNING: Quantum Interdiction Alert) - предупреждение о перехвате вашего корабля во время квантового прыжка.
ВНИМАНИЕ: Серьёзный дисбаланс тяги (WARNING: Major Torque Imbalance) - предупреждение о сильном дисбалансе тяги в следствии отключения или разрушения части маневровых двигателей.
ВНИМАНИЕ: Водородного топлива 75%/50%/25%/почти исчерпано/исчерпано (WARNING: Hydrogen Fuel 75%/50%/25%/Low/Depleted) - предупреждение об очередной ступени исчерпания водородного топлива, которое используется при обычных полетах.
ВНИМАНИЕ: Низкая мощность общего питания систем (WARNING: Systems Low Power) - предупреждение о том, что уровень энергии в системе управления корабля не достаточен для ее работы и корабль отключается.
ВНИМАНИЕ: Низкая мощность щитов/двигателей/вооружением (WARNING: Shields/Flight Systems/Weapons Low Power) - предупреждение о том, что мощности в системе питания недостаточно для работы щитов, двигателей или системы вооружения. Сообщение означает, что указанные системы не могут перейти в рабочий режим и принудительно остаются в режиме ожидания.
ВНИМАНИЕ: Щиты/Система управления/Вооружение отключены (WARNING: Shields/Flight Systems/Weapons Offline) - предупреждение о том, что мощности в системе питания недостаточно для работы щитов, двигателей или системы вооружения в режиме ожидания и они отключены.
ВНИМАНИЕ: Реактор/Щиты/Система управления/Вооружение/Квантовый двигатель перегревается (WARNING: Power Plant/Shields/Flight Systems/Weapons Drive Overheated) - предупреждение о перегреве реактора, щитов, двигателей или системы вооружения. Их температура повысилась до аварийного порога, оборудование получает повреждения, в случае дальнейшего роста температуры будет отключено.
ВНИМАНИЕ: Обнаружен ЭМИ (WARNING: EMP DETECTED) - обнаружен заряженный импульсный электромагнитный генератор (EMP).