Найти тему

Очерки пером и карандашом Япония 1859 года

Фото автора
Фото автора

В моем любимом издательстве «Международные отношения» вышла интересная и редкая книга: «Очерки пером и карандашом из кругосветного путешествия А.Вышеславцева». Вы хотите прочитать живое описание Японии сразу же после посещения ее Путятиным и до миссионерской деятельности Святителя Николая и до открытия дипломатической миссии в Хакодате? Вам предоставилась такая возможность.

Фото из интернета
Фото из интернета

«Очерки пером и карандашом» представляют собой снабжённые комментарием и послесловием переиздание книги 1867 года с 23 литографиями Поля Пети, ставшей библиографической редкостью. Это описание кругосветного путешествия, совершенного автором на судах «Пластун» и «Новик», в дневниках и рисунках. А.В.Вышеславцев (1831-1888) - тамбовский дворянин, военный врач, деятель Великих реформ XIX века, путешественник, литератор, художник, искусствовед.

Фото автора
Фото автора

За три года он совершил полное кругосветное плавание: посетил Острова Атлантического океана, юг Африки, Сингапур, Японию. Русское Приморье, на пути обратно - острова Тихого Океана, Южную Америку. Целью экспедиции было закрепление России, лишившийся после поражения в Крымской войне выхода в Чёрное море, в недавно приобретённом Амурском крае, изучение Приморья. Венцом путешествия было пребывание в Японии с эскадрой графа Н.Н. Муравьева-Амурского, недавно заключившего выгодный для России договор о границах с Китаем и прибывшего урегулировать сахалинский вопрос. В Стране восходящего солнца путешественники провели целый год, и страницы, посвящённые ее истории, культуре и повседневности, доселе мало известной европейскому читателю, представляют особый интерес.

Фото автора
Фото автора

Вот небольшой отрывок:

Зная довольно хорошо состав японского обеда, мы старались, по - возможности, придать ему более европейский характер. Заказаны были яйца, крабы, шримсы, которые здесь так хороши, что иной любитель покушать нашёл бы, что стоит с’ездить в Эдо собственно для того, чтобы поесть шримсов, плоды, кастера - род японского сладкого хлеба из кукурузной муки, также очень вкусного. Пока все это готовилось, мы пили чай из маленьких чашечек, без сахара. Чай был очень ароматен и едва настоян; пока не привыкнешь к такому чаю, на него смотришь с презрением. Действительно, что за чай без сахара, без булок, даже без ложечки и блюдечка, да ещё жидкий! Но, впившись а него, с удовольствием проглотишь несколько чашечек душистого напитка, удивительно утоляющего жажду и вообще реставрирующего человека. Толпа, преследовавшая нас на улице, не оставляла и здесь. Самые любопытные проникли в трактир, но их скоро удалили; другие расположились по соседним дворам, по крышам, все старались посмотреть на нас! ... Любопытство очень понятное: для них мы были то же, что какие-нибудь краснокожие у нас среди Адмиралтейской площади. Нам прислуживали две молоденькие девочки, которые, наклоняясь корпусом кпереди, очень проворно бегали с чайниками и с огромными блюдами, заваленными шримсами; мы ели шримсы с японской соей и запивали чаем. Вместо ликёра выпили по тёплой чашечке тёплого сакэ, рисовой водки, довольно вкусной. После обеда мы снова отправились в наше туристское странствование, имея целью отыскать большой Японский мост (Ниппонбас), от которого в Японии считаются все расстояния.... (продолжение можно прочитать в книге)
Фото автора
Фото автора

После полного кругосветного путешествия Вышеславцев возвратился в Кронштадт, его очерки были изданы. Петербуржцы высоко оценили яркие описания жизни малоизвестных народов. Вышеславцев одним из первых разрушил западноевропейское клише, согласно которому народы разделялись на развитые и неразвитые. Вышеславцев первым из русских обратил внимание на оригинальное и высокое искусство японцев и привёз образцы японской живописи и альбомы. После кругосветного путешествия Вышеславцев вышел в отставку и вернулся домой, в Тамбов. Подолгу жил в имении родителей. Позже Алексей Владимирович управлял Черниговской, Одесской, а также Варшавской торговыми палатами. В 1876 году ушёл на покой и окончательно вернулся в Тамбов. Умер 24 апреля 1888 года в Волхонщине, похоронен в фамильной усыпальнице в некрополе мужского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери в Тамбове. Его художественные коллекции потом попали в Тамбовский художественный музей. Теперь и книгу вновь напечатали.

-6

Автор: Светлана Хруцкая