Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

Billy Joel или "Как я полюбил музыку" (#история)

Оглавление

Все из детства

Вкусы каждого из нас в музыке, в кино и любом другом искусстве начинают формироваться в (раннем) детстве, причем неосознанно и случайно. Когда тебе 5-7-10 лет ты не выбираешь что смотреть (пиратские кассеты с потраченным переводом гайморитных гениев одноголосого дубляжа) и слушать (кассеты и радио, пластинки). Нет. Ты смотришь и слушаешь то, что слушает твой старший брат, сестра, папа, мама, пацаны во дворе (вот уж где действительно закладывались основы личности) и твой дед (июльская жара, УАЗ трясет на кочках деревенской дороги, в салоне тысячи пылинок кружатся в солнечных лучах под Надежду Кадышеву и ансамбль "Золотое кольцо", отчаянно хочется чихнуть и искупаться, но это тебя не сильно волнует, еще меньше тебя волнует то, что играет на фоне), но про него обязательно отдельно и потом:

- "Работай над собой!" (всегда говорит он) - "Работаю!"

Тебе повезет, если среди всего этого контента будет что-то хорошее и стоящее. Еще больше тебе повезет, если старший товарищ будет мело/кино и другими манами (главное не "токсико-", раньше это было модно).

Он расскажет и покажет тебе столько всего, что ты даже малую часть не удержишь в своей голове, но что-то обязательно взорвет твой неокрепший мозг и останется с тобой на всю жизнь. Причем степень своего влияния на твое нежное и девственное восприятие он осознавать не будет, а тебе потом с этим жить. Как обычно)

Билли Джоел

Моя история немного иная: старших товарищей у меня почти не было (кроме двоюродного брата, о нем и группе Король и Шут возможно в другой раз), тем более обладающих экспертностью в музыке. Родители тоже меломанами не были, слушали то что им нравилось и было популярно.

И вот он я.

Ничего не знаю о музыке, но уже ее люблю
Ничего не знаю о музыке, но уже ее люблю

Представьте: 1999 год. Конец 2 класса. Лето. Каникулы. Жара июль. Я хожу в летний лагерь в школу (ты приходишь туда утром и тусуешься до вечера, культурные мероприятия и всякое такое). Но самое главное: у меня с собой кассетный плеер. И всего 2 кассеты: ABBA и Billy Joel.

ABBA мне тоже нравилась, и даже очень, но как-то со мной эта музыка до сих пор не осталась, ушла в далекое прошлое, что-то я могу послушать и сейчас (например, под Waterloo очень круто прибираться да и в целом делать почти что угодно), но не более того.

А вот Билли - да, остался.

Я тогда понятия не имел как он выглядит, я просто слушал.
Я тогда понятия не имел как он выглядит, я просто слушал.

Почему остался?

Во-первых, это "синдром утенка" - мы признаем лучшим первое увиденное в какой‑то области, а остальное считаем не таким хорошим. Джоел первым не был, но возможно был первым в том, чтобы по настоящему погрузить тебя (меня) в музыку, в ту атмосферу лета, радости (или грусти) и много чего еще.

Во-вторых, на этой кассете действительно были собраны хиты, почти каждая песня крутая (о песнях чуть подробнее позже). "Крутизна" музыки в тот момент определялась на уровне ощущений от звуков и мелодии (мурашки по коже и волосы дыбом, как гарант высшего признания, тогда, да и сейчас вообще тоже), потому что понять о чем поет Билли было невозможно (английским я тогда не владел в силу возраста, максимум знал какие-то отдельные слова). Тем ценнее, на мой взгляд, это было: была только музыка, которая говорит с тобой на любых языках и ты ее в каком-то смысле даже понимаешь, точнее - ощущаешь).

В-третьих, конечно это была кассета моих родителей, мой папа любил музыку Билли и до сих пор любит, хоть специально ее и не слушает. От него же я узнал, что Билли чем-то похож на Брюса Уиллиса, а его после крепкого орешка я обожал (да и сейчас люблю). Какие еще причины мне могли быть нужны?)

Даже нашел сейчас их совместное фото, круто!
Даже нашел сейчас их совместное фото, круто!

Придумывать и анализировать дополнительные причины не хочется, на самом деле основная - песни, мелодии и настроения, которые эти мелодии создают. Ты не понимаешь языка, ты ничего не знаешь о жизни (о чем он поет и что хочет тебе сказать), но ты слушаешь и тебе радостно, слушаешь дальше и тебе грустно, слушаешь еще и ощущаешь напряжение, агрессию и другие непонятные эмоции, которых ты не ощущал еще и о которых ты пока даже не думал (тогда).

Теперь то думаешь, да, но помогает ли это тебе слушать и слышать музыку? Я не уверен.

Песни

А теперь про песни! Хочу пройтись широкими мазками по песням с той кассеты. Я не буду приводить исторические факты или что-то в этом роде, я просто поделюсь своими впечатлениями, возможно вы тоже захотите послушать. Я не буду говорить про все песни, скажу только несколько слов о самых любимых. Погнали)

1. Uptown girl (side A)

Отличная песня, передает ощущение от лета, пляжа, возможно лета в городе, когда тебе никуда не нужно спешить, ты просто идешь или лежишь (или не делаешь вообще ничего) и тебе просто хорошо. Мне тогда было смутно понятно, что Билли поет про какую-то девушку и про город, уже позже я узнал о чем она, и она от этого знания хуже совсем не стала (как и другие его песни), а иногда такое бывает)

В каком-то таком месте должна проводить свои летние дни та самая Uptown Girl
В каком-то таком месте должна проводить свои летние дни та самая Uptown Girl

Клип понятное дело я тоже не видел, он в стиле песни, забавный.

2. Piano man (side A)

Я не думаю, что эта песня нуждается в представлении, ее знают те, кто других песен мог у Билли и не слышать. Она действительно эпична: вступление на губной гармошке, переходы от спокойных частей к напористым, мелодии.

Сидеть и смотреть на остывающий уставший город, слушая пианиста
Сидеть и смотреть на остывающий уставший город, слушая пианиста

Динамика, контраст, перемена настроения - это то, в чем Билли хорош. Я раскрою эту тему в рамках другой песни, моей любимой. Любимой не в дискографии Билли, а вообще, из всей музыки которую я когда либо слышал.

3. Say goodbye to Hollywood (side A)

Не могу сказать много об этой песне, она обладает такой позитивной грустью, немного задумчивая, но вместе с тем энергичная.

Пока я ее слушал, я решил подобрать визуальные референсы к песням (смотрим на картину и слушаем). Вспомнил про Хироси Нагаи: для меня его картины передают это вот солнечное настроение 80-х, времени и мест, где я никогда не был, но куда в душе всегда стремился. Вот например картина для этой песни:

Say goodbye to Hollywood
Say goodbye to Hollywood

4. The stranger (side A)

Тоже известная песня (как мне кажется). Очень грустная мелодия в начале, практически Ennio Morricone - Chi Mai, только грусть больше светлая и легкая, чем мрачная и тяжелая. Слова очень хорошие (как часто и бывает у Билли, про то что мы скрываем в себе разных людей, носим маски и иногда не узнаем даже сами себя в зеркале), но я узнал их и оценил конечно позже.

Some are satin some are steel 
Some are silk and some are leather
They're the faces of the stranger
But we love to try them on
Some are satin some are steel Some are silk and some are leather They're the faces of the stranger But we love to try them on

Динамика: минорная мелодия вступления, переходит в энергичный куплет и даже радостный по настроению куплет. Контрасты: из спокойного в напряженное, из грусти в радость, это то, что дает эмоции. Но это все еще не самая моя любимая песня, хотя уже очень близко.

5. Scenes from an Italian Restaurant (side A)

А вот и моя любимая песня, в принципе среди всех песен в мире. Звучит абсурдно согласен (любимая песня... ты что слышал их всего штук 10 в жизни?).

Сейчас объясню почему так)

Во-первых, это динамика. Например, переход с длинного вступления 1:42-1:44 на следующую куплетную часть, это, я не знаю, у меня кончились прилагательные, это мощно, понятно?). И таких переходов там куча. Это натуральные американские горки, которые тебя не отпускают, но кататься по ним приятно, не тошнит). Смена настроений, смена мелодий, смена кадров - это не песня, это история.

-9

В-вторых, да, это больше, чем песня - это полотно, это история, это почти что кино. Это биллиджоеловский эквивалент Богемской рапсодии.

-10

В-третьих, я не знаю почему, но за 20+ лет мне эта песня не надоела, каждое ее прослушивание приносит эмоции, не оставляет равнодушным. Я пока что не знаю больше таких песен.

-11

Просто послушайте ее от начала и до конца, именно эта песня по сути вдохновила меня на данную писанину, мне очень хотелось поделиться.

10. It's Still Rock and Roll to Me (side A)

Просто прикольная песня. Странный (автотюненный?) голос, минималистичный инструментал в духе старого рок-н-ролла.

Everybody's talkin' 'bout the new sound 
Funny, but it's still rock and roll to me
Everybody's talkin' 'bout the new sound Funny, but it's still rock and roll to me

И сочное соло на саксофоне. Под такую песню хорошо ехать на машине в жаркий выходной день без особой цели, желательно куда-то на пляж.

2. Pressure (side B)

Оо, ну это очередной хит. Как раз та песня, которая своей мелодией создает напряженное настроение (в тему текста), даже если ты не понимаешь ни слова.

Don't ask for help, You're all alone (Pressure)
You'll have to answer, To your own
Don't ask for help, You're all alone (Pressure) You'll have to answer, To your own

Кто-то узнал эту песню из сериала "Пацаны" (The Boys) - здорово, когда старые песни находят нового слушателя, из фильмов/сериалов, видео на YouTube или статей, это круто!

Да, Хьюи, мы тебя понимаем!
Да, Хьюи, мы тебя понимаем!

3. Allentown (side B)

Для меня по настроению еще одна "дорожная песня", которую можно включить в поезде или в машине, прислонить голову к стеклу и смотреть на дорогу или облака за окном. А что еще нужно в дороге?

В дороге
В дороге

Такой вот Керуак, или просто песня со звуками паровозика "чух-чух" (привет Майор Пейн, отсылки ради отсылок, ну а что вы хотели, живем в эпоху пост/метамодерна!).

4. Goodnight Saigon (side B)

Сильная и красивая песня. Переходы, динамика, надрыв.

Goodnight
Goodnight

5. The Longest Time (side B)

Одна из любимых песен о любви, влюбленности и вот этих всех делах (после Scenes from an Italian Restaurant конечно). Очень минималистичная (почти что акапелльная) и старомодная по звучанию, но очень хорошо передающая легкость и позитив от романтической встречи с человеком, когда ставший постепенно серым мир вокруг вдруг раскрашивается красками.

Герой не бездумно ныряет в пучину новых страстей, он понимает по опыту, что все может пойти по одному месту (а может и не пойти!). Но все же он отдается этому моменту, а что еще ему остается делать?)

Who knows how much further we'll go on                                                                                Maybe I'll be sorry when you're gone
I'll take my chances
I forgot how nice romance is
I haven't been there for the longest time
Who knows how much further we'll go on Maybe I'll be sorry when you're gone I'll take my chances I forgot how nice romance is I haven't been there for the longest time

7. We didn't start the fire (side B)

Бронебойный ультра-мощный суперхит! Напор, ритм, множественные перечисления, какое-то восточное настроение, качает.

We didn't start the fire 
It was always burning
Since the world's been turning
We didn't start the fire It was always burning Since the world's been turning

Мне кажется что она была много где, и в фильмах 90-х и в рекламах и много где еще. Я не буду искать примеры, подмечу лишь одну забавную вещь про память: я был почти, что это песня была в каком-то фильме с Джеки Чаном (например в Заварушке в Бронксе, который я смотрел на кассете). Скорее всего это не так, а казалось мне так, потому что в песне есть такой восточный мотив, который лично мне сложно вычленить из песни, да и фильм я смотрел примерно в то же время, когда слушал эту кассету. Вот так память придумывает нам то, чего не было (или было, но не факт), надо проверять.

Один "пример" я все же вспомнил: песня про Райна, который устроил пожар в Офисе, люблю этот сериал, и отсылки тоже, не зря же я годами потреблял самый разный контент, чувствую прям сейчас как пригождается)

10. Honesty (side B)

Красивая песня о нехватке честности и искренности, об одиночестве и надежде (на обретение человека, который может не говорить тебе много красивых слов, но кому ты сможешь доверять).

I can always find someone 
To say they sympathize.
If I wear my heart out on my sleeve.
But I don't want some pretty face
To tell me pretty lies.
All I want is someone to believe.
I can always find someone To say they sympathize. If I wear my heart out on my sleeve. But I don't want some pretty face To tell me pretty lies. All I want is someone to believe.

Простая и ненавязчивая мелодия, динамика (переходы от спокойных частей к более интенсивным, от минорных к более мажорным), и хороший жизненный текст. Больше ничего и не нужно.

A Matter of Trust (Бонусный трек от меня).

Я не знаю и не понимаю почему этой песни не было на сборнике, стоило найти ей место. Это хит, тут есть гитара (кто не любит хороший гитарный риф?), тут есть все). А клип - это как раз и есть то настроение, которое у меня всегда было при прослушивании его песен.

So break my heart if you must 
It's a matter of trust
So break my heart if you must It's a matter of trust

По смыслу эта песня нечто среднее между Honesty и The Longest Time, про любовь, про доверие, про уязвимость, с надеждой на то, что все получится. На самом деле в чем-то даже стоическая песня: главный герой понимает, что не может и не хочет пытаться контролировать другого человека (это невозможно), он видит ситуацию и отпускает ее: делай что хочешь, это Вопрос Доверия.

Заключение

Тут не было ничего про биографию Билли (например, про то, что он потом ушел поп-музыки и перестал выпускать новые альбомы и стал композитором), про историю создания песен, ничего такого, только мой субъективный опыт (7-летнего и чуть-чуть уже 31-летнего слушателя). Хотелось и хочется рассказать и рассказывать дальше про вещи, которые возможно не все знают или не уделяли должное внимание, возможно они стоят того, а возможно нет, моя задача была - подсветить, передать.

Мне хотелось поделиться эмоциями, музыкой и вот этим вот всем. Иногда ты долго-долго аккумулируешь в себе всякие вещи, они меняют тебя, переплетаются друг с другом, сопровождают тебя в разных твоих состояниях и настроениях, меняются вместе с тобой внутри тебя и все же остаются, это удивительно.

Иногда ты делаешь что-то не потому, что тебе нужно это сделать или ты за это что-то получишь (или тебя кто-то похвалит), нет, ты делаешь потому что тебе захотелось и самое главное - ты себе это разрешил. Я себе разрешил, разрешайте себе тоже: чтобы что-то делать необязательно быть дипломированным специалистом (конечно только, если от этого не зависит напрямую жизнь других людей, это другое), достаточно просто взять & сделать, то, что ты хотел.

Каждый слушатель - потенциальный музыкант, не говоря уже о том, что зачастую слушатель/зритель - соавтор произведения, он вкладывает в него те смыслы, которые ему близки, и которые он увидел. Если есть "смерть автора", то должна быть и "жизнь зрителя": один начинает, а второй продолжает, причем иногда так, как первый не мог и представить.

Спасибо, что дочитали!

Мне было приятно.

-21
-22