Привет! Вы на канале ЖЗ и сегодня я на примере группы MUSE порассуждаю о творческой свободе, о ее цене и зачем вообще прислушиваться к фанатам.
Легко быть свободным без обязательств
Легко быть творчески свободным, если тебя никто не знает. Ты можешь позволить себе любые эксперименты, творческие выходки, постоянные смены жанра, стиля и прочую эклектику. Тебе никто не скажет и слова и это прекрасно, ведь ты только начинаешь искать себя. Советчики подтянутся чуть позже.
И вот ты стал популярным. Это может быть общемировая известность или локальная популярность, сути это не меняет - тебя теперь знают и ожидают от тебя тех вещей, за которые полюбили и оценили. Ты мог годами писать тяжелую музыку и быть никем, но потом попробовал себя в попсе и внезапно выстрелил. Поздравляю - в глазах общественности ты поп-артист, про твое "тяжелое" прошлое никто и не вспомнит. Будь добр и дальше выдавать материал, который стал общеизвестен.
Не хочешь? Ну что ж, будь готов к тому, что тебя мало кто поймет и ты останешься с кучкой старых фанатов на обочине популярной музыки.
Публика всегда до чего докопаться
Что делать, если ты мировая звезда? Хорошо, что у меня всего лишь небольшой канал в Дзене и ТГ и мне не приходится задумываться над такими проблемами... Но все же предположим, что ты лидер популярной группы.
Попробовал новое и получил по носу
С одной стороны есть множество примеров вроде Linkin Park, где слушатели привыкли к более "тяжелому" звучанию, мрачным темам и не были готовы услышать песни, которые по настроению и по стилю намного легче. Честер Бенингтон в своем последнем альбоме изменил звучание и критика его просто уничтожила своим недовольством. И ладно критика, фанаты поступили точно так же.
Кто знает, был бы он сейчас жив, если бы не выпустил ту пластинку?
МЫ ХОТИМ ТОГО ЖЕ САМОГО, ЧТО И РАНЬШЕ! - Примерно так я воспринимаю слушателей, которые мертвой хваткой бульдога вцепляются в свое прошлое и не готовы к тому, что их артист тоже человек, которому надоедает делать одно и то же. Артист повзрослел и изменился, может стоит и нам?
Пора сменить пластинку
С другой стороны есть другая полярная проблема: группы, которые годами делают одно и то же и слышат от всех вокруг, что их музыка это самоповтор и копия старой копии. Есть конечно исключения вроде AC/DC, которые уже больше 50 лет делают одно и то же и все считают их легендами. Это скорее исключение из серии "они всегда тут были", как солнце на небе, никто же не будет говорить, что солнце достало, и ему стоит как-то иначе светить, в духе времени?
Нельзя угодить всем
Что вам нужно ребята? С одной стороны вы хотите одних и тех же наваристых щей, с другой жалуетесь на повторы, боитесь и отвергаете все новое. Как вам угодить? НИКАК.
Публика всегда будет недовольна изменениями в творчестве популярного артиста. И он вынужден прислушиваться, если не хочет потерять концерты, продажи, контракты и все остальное, что позволяет ему жить и создавать дальше. Это вечный баланс между бизнесом и искусством. Артист должен заниматься искусством, а менеджер и команда всем остальным. В идеальной картине мира, в которой мы к сожалению не живем.
Как бы свободным, когда ты всем "должен"
По-настоящему свободным можно быть только в начале пути, но эта та свобода, которая дается тебе бесплатно. На данном этапе только твой внутренний цензор и критик могут тебя ограничить.
В момент, когда о тебе узнает весь мир - ты лишаешься дарованной свободы самовыражения. У тебя появляются обязательства, контракты, ожидания, команда. Все это загоняет тебя в тиски, давит. Смогу ли я повторить прошлый успех? Получится ли у меня? Понравится ли новая работа всем? Это важные вопросы, но они могут увести артиста в неправильную сторону. От творчества - к угождению, подражанию, самокопанию и самокопированию.
Нужно слушать прежде всего себя. Нравится ли мне то, что я сейчас делаю? Находит ли это отклик во мне? Потому что если даже в автор к своему произведению равнодушен, то чего ждать от случайного зрителя?
Про MUSE и ушедшую молодость
Именно тут мне хочется поговорить про одну из моих любимых групп. MUSE. Каждый раз, когда у них выходит новый альбом я раз за разом читаю нытье в комментариях: «Muse уже не те! Мы хотим звук с их первых альбомов! Скатились!». И так далее.
Очнитесь. Первые альбомы Muse вышли более 20 лет назад. Даже если Мэтт сделает в точности то, что как вам кажется вы хотите, вы не будете полностью удовлетворены. Время прошло, вы изменились, группа изменилась, повторение одного и того же не вернет прошедшую юность. Печально, но факт, с которым нужно просто смириться и двигаться дальше.
Звук первых альбомов. Если вы хотите звук как на первых альбомах - включите первые альбомы и наслаждайтесь, в чем проблема? Вы, как и многие, просто застряли в своем прошлом и уже не способны воспринимать новое. Такое часто бывает, в юности тебе все интересно, во взрослом возрасте у тебя уже нет энергии и сил на знакомство с новым. Это не MUSE скатились и уже не те, проблема в нас.
Группа же как раз не стоит на месте, чем на самом деле вдохновляет, если подумать.
Попробуйте одну неделю поиграть и попеть одну и ту же песню на гитаре. Как быстро вам станет от нее тошно? Я учил и тренировал несколько песен для гитарных каверов около недели, может чуть меньше:
К моменту, когда я заканчивал монтировать видео, песня уже просто раздражала и мне тяжело было ее слушать. Хотя раньше она очень нравилась. Это всего пара недель. Что будет если играть одно и то же 10-20 лет подряд? Безумие. А ведь каждая популярная группа играет свои песни порой еще дольше, а кто-то и всю свою карьеру. Одно и то же, постоянно.
Меняется артист меняется и музыка. Мэтт и команда все делают правильно. Они уже давно не молодые пацаны, у них есть ресурсы, деньги и возможности на любые музыкальные эксперименты. Вы представляете, что значит мочь воплотить практически любую свою идею? Кто в здравом уме выберет старую жвачку, вместо новых творческих открытий? Либо трус, либо гений своего жанра А может просто уставший от всего человек, у которого не осталось сил на новые поиски и эксперименты. Мы хотим слушать музыку от такого уставшего человека?
Мы не хотим повторяться. С каждым новым альбомом мы хотим пробовать что-то новое. Это стремление всегда влияло на процесс записи. "The 2nd Law" – это, определённо, самая разнообразная коллекция песен, собранная в одном альбоме, которая у нас когда-либо была. - Дом
Про дискографию MUSE
MUSE всегда интересно слушать. Смешение жанров, аранжировок, инструментов в самых разных сочетаниях. Слушаешь дискографию и можешь реально проследить развитие группы во времени.
Первые три альбома - святой Грааль фанатов. Молодость, ярость, эмоции, тяжелые гитары. Все это тут есть и это прекрасно.
Вторая тройка - заигрывания Мэтта с классикой, электроникой, синтезаторами, оркестрами и прочими художественными экспериментами. Именно тут "старые" фанаты начинают брюзжать и бить себя пяткой в грудь, утверждая, что группа уже не та, не хватает тяжести, надрыва и гитары. Отчасти да, но плохо ли это? Каждый альбом это что-то новое: веселые, легкие, эпические - тут есть песни на все случаи жизни. И что самое главное, все они сделаны круто.
Последняя тройка альбомов. Здесь мы отчасти видим возвращение к более тяжелому звуку в Drones, внезапный синтвейв в Simulation Theory и что-то более эпичное и трудно характеризуемое в Will of the people. Можно ли сказать, что музыка стала плохой? Конечно нет. Она по прежнему разная, качественная и умеет порой удивлять.
Что в итоге?
Как слушатель и гитарист я могу понять желание людей «сделайте нам снова тяжело и мощно». С другой стороны, как человек, интересующийся творчеством я могу понять Мэтта.
Чем ты известнее, тем большую цену ты платишь за свою творческую свободу. Критики во внешнем мире и критик внутренний при любом удобном случае разорвут тебя на куски, если ты не сможешь им понравиться.
В таком случае выход один: послать к черту критиков внешних и работать на внутреннего. Если ты понравишься сам себя, то твоя искренность точно понравится кому-то еще. А если ты будешь натужно давить из себя то, что тебе сейчас неинтересно, то рискуешь предать не только себя, но и слушателя. И он почувствует эту фальшь в тебе.
Группы вроде Muse и Queen постоянно экспериментировали со звуком, жанрами, образами и много чем еще. И это правильно: публика может просить добавки раз, два, три, потом ей станет просто скучно и тошно есть одно и то же в тысячный раз. Начнутся обвинения в самоповторах и ленивом подходе ради денег. Люди не дураки, хоть иногда и пытаются такими казаться.
Еще не стоит забывать, что слушатель часто понятия не имеет, чего он хочет, если это касается нового. Как ты можешь сказать, что хотел бы это, если этого еще никто не делал? Задача артиста сделать то, что нравится ему и показать это всем. Непривычное и странное сначала постепенно может стать любимым.
Синдром утенка это хорошо, но мы ведь с вами разумные люди.
Хотелось бы в это верить!
#muse #acdc #linkinpark #жизньзрителя
Ссылка на телеграм-канал: https://t.me/zhizn_zritelya