Много копий было сломано по поводу того, каким образом на вооружении армии Российской Федерации появились дроны-камикадзе "Герань-2". Даже название этого беспилотника перекликалось каким-то образом с именем столицы Исламской Республики, а уж внешняя форма на сто процентов напоминала изделие крупнейшего аэрокосмического центра Ирана "Шахед". Впервые "гераньки" прогремели в сентябре 2022 года и с тех пор о них слышно практически ежедневно. Низкая стоимость (около 20000 долларов), малозаметность и достаточно мощная боевая часть (западные эксперты оценивают её эквивалентной трём стандартным 155 миллиметровым осколочно-фугасным снарядам), делают дрон разрушительным и при этом достаточно бюджетным оружием, благодаря которому можно легко вскрывать позиционные районы противовоздушной обороны и ПРО и разрушать военные объекты и инфраструктуру неприятеля. Помимо этого, известно немало случаев, когда "Герань" пытались использовать для противобатарейной борьбы. К примеру, с теми же "химарями", установкой залпового огня M142, пожалуй, самым неприятным видом оружия из поставленного американцами. О результатах судить довольно непросто, из-за отсутствия средств объективного контроля, но по слухам они имелись. В общем, приобретение этого дрона оправдало себя на сто процентов, тем более с собственными разработками с такими тактико-техническими данными у нас явно что-то поначалу не задавалось. Хотя те же блестящие по результативности "Ланцеты" говорят, что необходимый потенциал в этом деле есть. Косвенно о неприятном "эффекте "Герани" для американских стратегов и планировщиков военных операций можно судить по тому, как нервно реагируют на эти простенькие дроны на Западе, усиленно стараясь принизить их боевые возможности и рассказывая страшные сказки про то, что такими системами можно только, цитата, "терроризировать мирное население". Вранья там нагородили столько, что диву даёшься. Впрочем, нам это хорошо знакомо и по российским системам вооружения, от которых диванные писаки из Европы и Соединенных Штатов одним лишь щёлканьем по клавиатуре не оставляли камня на камне. Обычно, подобные информационные кампании и всякие гневные исследования "независимых групп экспертов", (плюс совершенно невероятные подвиги ПВО по нейтрализации данного вида БПЛА) как раз и запускаются, как некий антикризисный проект, чтобы сбить негативный эффект от применения очень эффективного вида вооружений. При этом едва ли не каждый западный политик высокого уровня считает своим священным долгом обратиться к Тегерану с единственной просьбой - эти поставки немедленно прекратить. Так что, явно тут у наших "партнёров" какие-то нелады с логикой.
На самом деле, у "Шахедов"-"Гераней" немало зачётных попаданий не только по нефтеперерабатывающим предприятиям в Саудовской Аравии, но и в наших краях. И те кому надо - об этом знают, да и до широкой публики это иногда докатывается. Опыт применения дешевых дронов, подобных Шахед-136, изучается во всем мире, в том числе и в военных академиях и структурах стран, где достаточно хорошо развито собственное проектирование и производство боевых беспилотников. Но для нас во всём этом существовало одно неприятное "но". Эффективность "Гераней" жестко упиралась в некие непреложные факты, за которые мы же частенько критикуем наших неприятелей.
Во-первых, это не отечественная разработка, и для страны, делающей конкурентноспособные сверхсовременные истребители пятого поколения и вертолёты, такая ситуация вызывает, мягко говоря, недоумение. Во-вторых, дроны приходилось завозить, а это также порождает целый комплекс проблем. Но на днях западные разведывательные конторы под видом неких "некоммерческих организаций", производившие активное изучение ситуации с боевыми беспилотниками в российской военке заявили, что производство дронов "Герань-2" полностью локализовано на промышленной площадке "Алабуга" в Татарстане. А изучение обломков последних модификаций дронов также показало очень интересную вещь. Почти все надписи на узлах и блоках нового вида "Гераней" сделаны на кириллице. Да и сам дрон, похоже, заметно изменился.
Разведчики с той стороны говорят, что чисто российская "Герань", судя по всему, обладает более мощной боевой частью и наносит ущерб на уровне небольших крылатых ракет "воздух-поверхность", которые обычно несут многоцелевые самолёты. Нашим "геранькам" не требуется преодолевать таких расстояний, как, к примеру, от Ирана до Израиля (больше тысячи километров), и это дает возможность заменять часть топлива дополнительным весом взрывчатки в дроне. Изменились и возможности беспилотника по навигации и обходу мест, где сконцентрировано значительное количество средств ПВО, заточенных специально на борьбу с тихоходными БПЛА. Если раньше он летел строго по кратчайшему маршруту, заданному навигационным модулем, то теперь активно маневрирует и пользуется дырами и прорехами в очаговой противовоздушной обороне неприятеля. Как следствие, резко возросла результативность.
Про "Алабугу", как производственную площадку для БПЛА, много говорилось ещё в начале этого года. Обещали, что она заработает в полную мощь в 2024-ом, а в итоге сможет производить от 6000 до 12000 дронов разных модификаций в год, по мере необходимости для обороны страны. Похоже, вся эта запутанная история сильно сдвинулась в сторону ускорения организации производства, что не может не радовать, учитывая тот факт, с каким опозданием мы взялись осваивать эту перспективную тему.
Читайте новое: Пропавшие "Терминаторы". Мощные российские БМПТ исчезли из сводок. Но, тем не менее, они работают и держат удар.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!