Найти тему
Мастер Вселена

Чем закончился эксперимент «Кукла Бобо», и какие выводы мы можем сделать? Всем родителям на заметку

Оглавление

В своей прошлой статье я начала вам рассказывать о весьма любопытном исследовании, которое провел в начале 60-х годов прошлого века канадо-американский психолог Альберт Бандура.

Как мы с вами помним, в этом масштабном эксперименте принимало участие семьдесят два малыша, которых ученые поделили на девять групп. А затем каждую из этих групп начали заводить в контрольную комнату, где детям демонстрировались разные модели поведения взрослых по отношению к кукле Бобо.

.

.

Одни подопытные наблюдали, как взрослые дяди или тети агрессивно колошматили несчастную неваляшку. Другие, напротив, видели доброжелательное и миролюбивое отношение к этой игрушке.

А после того как все дети познакомились с реакцией взрослых на куклу Бобо, их переводили в другую комнату, где помимо хорошо знакомой им неваляшки, было множество других красочных игрушек. Но при этом всем малышам строго-настрого запрещалось прикасаться к любой из них, а при попытке нарушить это табу, появлялся строгий экспериментатор, который повторял запрет, обещая ребенку полную свободу действий в следующей комнате.

Спустя 20 минут детей действительно переводили в другое помещение, где им торжественно объявляли о снятии контроля со стороны взрослых, оставляли их без видимого контроля и разрешали вести себя так, как им того хочется.

И когда маленькие мальчики и девочки оставались один на один с куклой Бобо, то практически все из них как под копирку воспроизводили те действия, который они наблюдали со стороны взрослых: те, кто видел агрессию, проявлял такую же немотивированную жестокость к игрушке. Те же, кому демонстрировали миролюбивую модель поведения, просто тихо и спокойно играли с неваляшкой, не пытаясь причинить ей боль и страдания.

При этом Альберт Бандура выявил еще одну любопытную закономерность, которая заключалась во влиянии гендерного аспекта на перенимание модели поведения детьми. Что это означает? Только то, что девочки гораздо охотнее повторяли реакцию взрослого, если им ее демонстрировала женщина, и существенно реже, если экспериментатором был мужчина. Разумеется, мальчики тоже проявляли эту корреляцию по половому признаку.

Кстати, еще один любопытный факт про представителей сильного пола, который подтвердился в ходе этого эксперимента: мальчики намного охотнее демонстрировали физическую форму агрессии, пытаясь, ударить, толкнуть или пнуть куклу. В то же время агрессия на уровне слов была у всех малышей приблизительно на одном уровне.

Какие выводы мы можем сделать по результатам эксперимента «Кукла Бобо»?

  • Во-первых, человек очень быстро перенимает общепринятую модель поведения, особенно если ее транслирует кто-то, пользующийся неоспоримым авторитетом и властью.
  • А во-вторых, именно взрослый/родитель всегда ответственен за те социальные программы, которые формируются в голове малышей с первых дней жизни!

Именно поэтому, друзья, нам следует осознано подходить к воспитанию своих детей, и каждый раз думать о том, какую реакцию мы им демонстрируем, ведь совсем скоро нам придется наблюдать плоды тех семян, которые мы сеем в их головах.

С искренней верой в каждого, ваш мастер Вселена.💫

Приглашаю всех желающих в 👉 Телеграм-канал "ПОРА ПРОСНУТЬСЯ", где я ежедневно делюсь материалами по Духовному Росту и даю подсказки на основе тенденций каждого дня.

❇️ РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ:👇

Дети
51,7 тыс интересуются