Найти тему

Что носили в средние века: "шоссы" и "брэ"

Оглавление

Оказывается, мужская мода ещё более причудлива, чем женская. 

Вот, например, средневековые мужчины запросто носили то, что мы сейчас называем «колготки» и считаем предметом чисто женского гардероба. А между тем, вся мужская половина Европы 14-16 веков была одета примерно так:

-2

Точнее, это были даже не колготки, а длинные чулки, доходившие до бедра, которые назывались «шоссы». 

Каждая штанина была отдельной и крепилась завязками к пра-пра-прадедушкам мужских трусов – «брэ», которые заправлялись в шоссы.

Взято из открытого источника.
Взято из открытого источника.

Откуда пришли шоссы?

Своим появлением странные чулки обязаны Великому переселению народов. Их занесли в Европу полчища гуннов, которые вторглись туда на своих лошадях в V веке.

Дикие кочевники, всю жизнь проводившие верхом, произвели в Европе шок: оказалось, что ездить на лошади гораздо удобнее, опираясь ногами на стремена, а также сидя в жёстком седле, а не на какой-то попоне.

Оценив достоинства нового конского снаряжения, европейцы уверенно вскочили на лошадей, создав новый вид войска – конницу. Выделились и специальные конные воины – рыцари.

Только вот сразу же обнаружилась неприятная проблема: постоянное пребывание в седле немилосердно натирало область промежности и заднюю часть седока, превращая езду в пытку.

Пришлось позаимствовать у предусмотрительных варваров снаряжение не только для лошади, но и для всадника.

Так в гардеробе рыцаря появились вот такие стеганые чулки для ношения под латами:

Взято из открытого доступа.
Взято из открытого доступа.

А уж от рыцарей странные чулки подхватили все остальные представители сильного пола.

Позже их назвали «шоссы» от латинского «calceus».

Пока не изобрели более эластичные ткани и кругловязальные машины, шоссы в основном шили из сукна, тонко выделанной кожи (замши) или холста.

Чтобы шоссы лучше сидели на ноге, их кроили по косой, а потом сшивали, получался длинный чулок, доходивший до бедра.

И каждый такой чулок, как уже было сказано вначале, прикреплялся завязками к далеким предкам современных мужских трусов - "брэ", которые были сами чуть ли не до колена, и потому лишнее запихивалось в те же шоссы:

Взято из открытого доступа.
Взято из открытого доступа.

Количество завязок в будние дни и в праздники были разными: в будний день шосса держалась всего лишь на одной завязке, а вот в праздники – на целых трёх.

Обычно шоссы окрашивали в темные цвета: черный, коричневый, темно-зелёный.

Постепенно на пошив шоссов стали использовать лучшие шерстяные ткани – тонкий драп, а ещё позднее у аристократов вошел в моду венецианский или восточный шелк.

Взято из открытого доступа.
Взято из открытого доступа.

Например, Фридрих Барбаросса щеголял в шоссах из алого атласа с золотой вышивкой, завязки которых были сделаны из крученого шелка.

Иногда к шоссам пришивали кожаную подошву, тогда они служили одновременно и обувью.

Во Франции существовали зимние шоссы, утепленные беличьим мехом.

Сшивные шоссы

Примерно в XIV веке шоссы все-таки догадались сшить между собой. Сшивной шов проходил сзади, и шоссы уже отдаленно стали напоминать штанины.

Разноцветные шоссы

В том же XIV веке писком моды стали шоссы разных цветов, то есть одна штанина могла быть синяя, а вторая – красная, или одна - зелёная, а вторая – жёлтая. Некоторые особо продвинутые аристократы даже стали изображать на шоссах свой родовой герб.

Взято из открытого доступа.
Взято из открытого доступа.

В Италии такие штаны-чулки стали называть «кальцони», от которых потом произошло название нижнего мужского белья «кальсоны».

Общества молодых аристократов назывались «compagnie della Calza», что означало «компания чулок».

Женские шоссы

Тоже были, но значительно отличались от мужских по длине: они доходили чуть выше колена и напоминали современные гольфы. Вокруг ноги такие шоссы закреплялись специальными подвязками:

Взято из открытого доступа.
Взято из открытого доступа.

Кстати, именно с подвязками связан один курьёзный случай, который привел к появлению Ордена Подвязки, но об этом в следующий раз.