Хадрис авадод - так в переводе с калмыцкого языка звучит «Я благословляю тебя и желаю тебе мира»
Не смогла пройти мимо и не отреагировать на ролик, где боец в полном снаряжении танцует старинный народный калмыцкий танец. А кто из русских сможет сейчас станцевать популярный некогда флотский танец «Яблочко»?
А боец-калмык танцевал в этом ролике в минуты редкого затишья перед боем так, что у меня мурашки идут по коже при каждом просмотре.
«Яблочко» - он же и «Гопак», он же «Присядку» вы сможете станцевать?...
Я могу только хороводы водить, тоже русский танец.
Изучая тему народного танца наткнулась на публикацию в зарубежном паблике. Они считают эти танцы народными, но только украинскими или казацкими.
Не то, чтобы я обиделась за «Яблочко», но … невежество европейское зафиксировала. Они не знают, видимо, что казак это не национальность, казачество – это просто род войск, который появился в XVII веке по воле русского царя, а в последующем все цари привлекали казаков для несения службы на рубежах государства – на свою голову, уж очень бедовый и отчаянно независимый формировался тогда этнос на территории России.
«Вихрь времени ломал дубы - империи, и клены - царства, но степную траву он только пригибал к земле, и она вставала неповрежденной»
Так красиво о казаках сказал Лев Гумилев.
Мне кажется, это важно учитывать, погружаясь в истоки конфликтов на Юго-Востоке Украины.
Народ этих земель считает, что Дон – земля, присуждённая казакам Богом. Этому учат своих детей, передавая завет из поколения в поколения. Казаки с детства твёрдо знают, что они хозяева на своей земле, которую им присудил Бог, и называют её Присудом. Это не просто географическая территория, а как бы юрисдикция, то есть пространство, на которое распространяется казачья власть. Власть представительного и законодательного органа - Казачьего Круга.
Круг присудил и все подчинялись. Причем так воспитаны казаки по обе стороны украинского конфликта и еще запорожские, кубанские, хоперские, хлыновские, мещерские, северские, волжские, астраханские, уральские. Предок со стороны бабушки был из волжских казаков, тема близка, понятна.
О происхождении этого этноса историки спорят до сих пор.
Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» (т. IV) отмечает:
«Откуда произошли казаки, точно не известно, но они, во всяком случае, древнее Батыева нашествия в 1223 г. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар. К ним-то и бежали московские люди, притесняемые воеводами и помещиками…».
Генетический коктейль от киммерийских, туранских, скифских, сарматских, аланских, хазарских, славянских и прочих племён такую взрывоопасную смесь родил – ух!
В общем, говорить об этом сословии можно долго, но я вас возвращаю к европейскому заблуждению.
Как мне кажется, для зарубежья и остальных народов России слова «Дон» и «казачий» теперь уже тождественны и потому танец «Гопак» имеет этносословную окраску, исходя из вышесказанного.
И уже не важно, когда именно появились эти танцы и у каких славянских народов, а русские называли свои танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений. Пляски бывали лирическими или боевыми, своя — для каждого случая. Подобие чечетки азартно отбивали каблуками сапор, а нам всё ирландцами и африканцами мозг ломают, рассуждая о происхождения степа… Да что ваш степ против нашей «Присядки»?
Да что там гопак, есть же еще русские танцы камаринская и барыня, казачок и кадриль.
Кстати, о «Присядке». Этот танец по происхождению элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. А уже позже он, уже как флотский танец, получил название «Яблочко» — по названию наигрыша.
Лучше всего всех нас научил разбираться в мире народного танца Игорь Моисеев. Фиксирую слово – народного танца. А народов живет в России более 190 уже.
Времена были сложные и родители Игоря Моисеева рассудили, что профессия танцора спасет их сына от политики и страшных сталинских репрессий, поэтому позже в мемуарах он напишет: «Я жил по солдатскому принципу — поближе к кухне, подальше от начальства». А первая репетиция его танцевального коллектива состоялась в 1937 году.
«Подальше от начальства» у него жить не получилось, знаменитые спортивные парады на Красной площади – это всё его постановки. Сталину выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, нравились и поэтому Игорь Моисеев продолжал и дальше выпускать успешные номера на знаковые советские праздники. Я видела эти парады на экране, но представляю, насколько это зрелище вживую завораживало зрителей.
Сколько танцев народов мира поставил этот гениальный балетмейстер?
Более трехсот! И не только танцы народов СССР, но и всего мира тоже.
Калмыцкий танец «Чичрдг», который исполнял боец в минуту отдыха, в переводе означает «тряска» - есть в репертуаре ансамбля Игоря Моисеева до сих пор. Техника тряски очень не обычная и не похожа на другие народные танцы. Я увидела в этом танце древние истоки почитания природы и стихии, возможно сначала его танцевали шаманы, подражая окружающему животному миру, завораживая племя и вводя в некий транс - вы видите взмахи рук, как будто над степью внезапно взметнулась стая птиц, слышите четкий ритмический бой, будто несется лихая степная конница на погибель врагам.
Где сейчас этот боец - не знаю, но дай Бог ему вернуться в родные степи и станцевать этот танец с любимой женщиной - это же парный танец.
Приведу ссылки и на классический хореографический вариант исполнения этого танца и видео в исполнении бойца в полной «экипировке». Думаю, ему было исполнять сложнее, чем артистам балета.
Впечатляйтесь.