Найти тему
МОШЕЛОВКА.РФ

Не тот Да Винчи, «Одалиска» — скандалистка, или как купить подделку произведения искусства за миллионы долларов

Оглавление
Фото Andrew Neel, Unsplash
Фото Andrew Neel, Unsplash

Ценители прекрасного в один голос твердят: нет в мире вложений надежнее, чем инвестиции в произведения искусства. Эта условная «валюта» не обесценится со временем, даже если мысленно допустить серьезный спад экономики. Доступны такие вложения далеко не каждому, но те, кто могут себе это позволить, готовы тратить баснословные суммы на всемирно известных аукционах. Но даже знаменитые коллекционеры иногда становятся жертвами мошенников.

И это несмотря на то, что при участии Росохранкультуры у нас в стране регулярно выпускаются авторитетные каталоги произведений подделок живописи (картины — один из самых популярных лотов на аукционах). Однако, иногда подделки не под силу отличить от оригинала даже профессионалам. Поэтому копии попадают на аукционы, имеют нужные заключения и сертификаты, и громкие скандальные истории с подделками не такая уж редкость. Большинство их них не придаются огласке, потому что покупатели раритетов, как правило, желают сохранить свое имя в тайне.

Шагал or not Шагал?

Одна из таких историй, вернее будем называть ее грандиозным скандалом, произошла в 2005 году в Минске. На аукционе «Парагис» за 650 тысяч долларов была продана неизвестная картина Марка Шагала.

По мнению экспертов, она была написана в Витебске с 1915 по 1920 годы. Но внучка художника Мерет Мейер-Граберант сразу же назвала работу подделкой. Когда история получила широкую огласку в средствах массовой информации, оказалось, что ещё до аукциона Мерет, представляя парижский Комитет Шагала, уведомила организаторов о своем экспертом мнении относительно картины. Аукцион не взял в расчет заключение Комитета Шагала, которое получают все работы художника перед продажей, а доверил оценку подлинности авторитетному российскому эксперту Арсению Сагальчику.

Интересно, что русские эксперты придерживаются мнения, будто картина была написана на иконной доске, а то время как Комитет Шагала и лично внучка художника такой вариант исключают полностью.

Но факт остается фактом: аукцион заработал на продаже картины 20% от ее стоимости. А сам покупатель был не против такого пиара для своего приобретения, и даже высказывал такую мысль — если ситуация будет и дальше накаляться, он продаст работу в два раза дороже.

Фото fabrikasimf, Freepik
Фото fabrikasimf, Freepik

«Одалиска» — скандалистка

Не менее громкая история связана с покупкой в 2005 году российским миллиардером Виктором Вексельбергом на аукционе «Christie’s» картины художника Бориса Кустодиева «Одалиска» (еще работу называют «Обнажённая в интерьере») за 2,9 миллиона долларов. Это мировой аукционный рекорд стоимости произведений Кустодиева.

Картина оказалась ненастоящей. В 2009 году в каталоге подделок произведений живописи она вышла под номером один, а Лондонский суд вынес решение вернуть новому владельцу 1,7 миллиона фунтов стерлингов.

Виктор Вексельберг в мире коллекционеров произведений искусства известен также покупкой в 2004 году знаменитых яиц Фаберже стоимостью 110 миллионов долларов. Подлинность одного из них в свое время также была поставлена под сомнение.

Не тот Да Винчи

В 2010 году на аукционе «Sotheby’s» за 1,5 миллиона долларов был продан Женский портрет («La Belle Ferronniere») кисти Леонардо да Винчи. А после стало известно, что портрет написан намного позднее, спустя столетие после смерти мастера. По мнению экспертов, бывшие владельцы картины — королевская семья Франции.

Выставка подделок

Почти анекдотичный случай с покупкой подделки на аукционе произошел в 1984 году. Коллекционер из Италии приобрел картину Джордже де Кирико «Площадь Италии». Когда обман вскрылся, покупатель был крайне поражен мастерством художника, создавшего гениальную копию, и поставил себе цель найти этого человека. И какого же было удивление покупателя, когда продавец рассказал ему, что не смог придумать другого заработка, кроме как мастерски подделывать картины великих художников. Растрогавшийся коллекционер устроил выставку подделок художника, которая имела большой успех.

Фото https://www.genuine-fakes.com/
Фото https://www.genuine-fakes.com/

Известные фальсификаторы

История хранит немало имен фальсификаторов, которые занимались подделкой знаменитых полотен и получали за это большие деньги.

Например, британец Джон Майатт. После развода с супругой он буквально захватил рынок поддельных полотен: «написал» более двухсот картин известных художников (Матисса, Шагала, Николсона, Дюбюффе и других), через аукционы они ушли в частные коллекции и музеи. И как сам признавался мошенник, чтобы полотно было неотличимо от оригинала, на некоторое время он буквально становился этим художником — обедал в тех же местах, вдохновлялся теми же пейзажами.

«Я не писал подделки, я писал картины, которые при жизни не успел сотворить мастер», — говорил Майатт. Работал он с подельником, который профессионально поделывал документы, экспертизы, и даже умудрялся подкладывать их в музейные архивы. Мошенники заработали более 3,5 млн долларов, а полиция смогла найти только порядка 60 из 200 созданных работ.

Недолго отсидев в тюрьме, в начале 2000-х Майатт создал собственную компанию «Подлинные подделки», и уже на законных основаниях выставлял на обозрение и продавал свои гениальные творения.

Преображение Преображенских

В России одним из самых громких является дело супругов Преображенских. За продажу подделок картин известных русских художников в 2008 году Татьяна Преображенская получила 9 лет колонии, а ее супруг — 8,5 лет. Владея в Москве галереей «Русская коллекция», супруги «помогали» состоятельному бизнесмену собрать коллекцию картин русских пейзажистов. За год 35 картин за 8 миллионов долларов продали Преображенские горе-ценителю. Как потом выяснилось в ходе следствия, поддельными из них оказались пять. Схема обмана была проста — за основу «подлинника» русского пейзажиста бралась работа малоизвестного художника, писавшего в такой же технике. Какие-то элементы с картины удалялись, какие-то добавлялась, подпись художника — полотно готово! А вот кто стоял за Преображенскими и так искусно подделывал картины, установить так и не удалось. Но факт мошенничества налицо — картину неизвестного художника можно было купить в среднем за 5 тысяч долларов, а преобразив ее в работу русского пейзажиста, продать за 150 тысяч долларов.

Фото Pepi Stojanovski, Unsplash
Фото Pepi Stojanovski, Unsplash

Практическое пособие для начинающих мошенников

У известного в мире искусства фальсификатора Эрика Хебборна талант к рисованию появился в детском возрасте, а после он в совершенстве освоил еще и технику реставрации. Музеи многих стран мира и частные коллекционеры гордились не только знаменитыми полотнами, но неизвестными ранее эскизами к ним, подтверждая их оригинальность соответствующими документами. А в 1984 году Хебборн очень громко признался в мошенничестве, выпустив практическое руководство для начинающих мошенников «Настольная книга фальсификатора». Жизнь художника оборвалась трагически — его нашли убитым на одной из улиц Рима. Есть мнение, что он был связан с мафией, но причины гибели так и не установлены. Интересно, что сам Эрик Хебборн мошенником себя не считал, а «лишь подражал искусству».

Таких подражателей много и в наши дни. По мнению специалистов Третьяковской галереи, существует даже школа фальсификаторов, откуда на арт-рынок поставляются подделки. А два года назад лаборатории Научно-исследовательской независимой экспертизы им. Третьякова по результатам исследования заявила, что на арт-рынке фальшивками являются более половины работ русских художников.

Это тоже интересно:

Обратная сторона торговли на крупных интернет-площадках

Мошенники СССР: казнить нельзя помиловать

5 художественных фильмов о мошенниках, которые стоит посмотреть