Сергей Балакин
В предыдущей статье мы остановились на том, что в 1797 году тысячелетняя история Венецианской республики завершилась капитуляцией перед Наполеоном. Простые жители Корфу устали от венецианского владычества и встретили прибывшие на остров французские войска с радостью.
Однако вскоре Европу охватил пожар – начался период наполеоновских войн. И остров Корфу снова стал ареной кровопролитных сражений.
После захвата французами Мальты и высадки войск Наполеона в Египте образовалась вторая антифранцузская коалиция, в которую вошли, в частности, Россия и Турция. Впервые Петербург и Стамбул стали союзниками. И в сентябре 1798 года в Ионическом море появилась объединенная русско-турецкая эскадра во главе с вице-адмиралом Ф.Ф.Ушаковым.
Дальше была блокада Корфу, десант на расположенный рядом остров Видо, обстрел цитадели Старой крепости и штурм укреплений Новой… И в итоге - капитуляция французского гарнизона 3 марта 1799 года. Адмирал Ушаков совершил невозможное: ему удалось овладеть твердыней, взять которую больше не смог никто – ни до него, ни после. Обо всём этом написано очень много, подробности легко найти в книгах или в интернете.
Всего сдались 2931 человек, в том числе 4 генерала. Трофеями стали 636 артиллерийских орудий разных калибров, 5495 исправных ружей, множество боеприпасов, 3060 пудов пороха. Победителям также достались 52-пушечный корабль «Леандр», фрегат «Ла Брюн» и около 20 малых и вспомогательных судов.
Сразу после капитуляции крепости командующему союзным флотом пришлось срочно «переквалифицироваться в управдомы». А если серьёзно, то последующие месяцы показали: Ф.Ф.Ушаков – не только выдающийся флотоводец, но также талантливый политик и хороший администратор. Ему пришлось решать совершенно несвойственные адмиралу задачи, и решены они были быстро и грамотно.
Первым делом Ушаков выпустил манифест, который гарантировал жителям всех сословий свободу вероисповедания, права собственности и личности. Затем он сформировал из местных жителей охранный полк и постарался изолировать союзников-албанцев, так как те «и после сдачи крепости продолжали беспрерывные грабежи, ссоры и драки, часто кончавшиеся смертоубийством». В марте албанское войско расформировали, и демобилизованных головорезов отправили на материк «по неимению в них более надобности».
По предложению адмирала Ушакова на всех Ионических островах провели выборы делегатов, которые прибыли на Корфу и составили ядро «сената», который и начал выработку проекта государственного устройства островов формально под русско-турецким, а фактически русским владычеством. В конце мая 1799 года Ушаков утвердил «План об учреждении правления на освобождённых от французов бывших венецианских островах и об установлении в оных порядка». Так возникла Республика Семи островов, объединившая острова Корфу (Керкира), Паксос, Лефкас, Кефалиния, Итака, Закинф и Китира.
Правительство республики в 1803 году возглавил Иоанн Каподистрия – будущий министр иностранных дел России (1816—1822 гг.), а в дальнейшем – глава получившей независимой Греции.
В 1831 году первый греческий президент И.Каподистрия был убит в результате покушения. Причём обстоятельства его гибели нередко сравнивают с убийством Джона Кеннеди, поскольку в обоих случаях главный заказчик преступления так и остался неизвестен.
Каподистрия похоронен в фамильном склепе на острове Корфу. А в городе ему установлен памятник.
Любопытно отметить два момента. Во-первых, Республика Семи островов де-факто стала первым условно независимым государством на территории современной Греции. Во-вторых, как это ни парадоксально, государство с демократической формой управление было создано русским адмиралом, являвшимся к тому же убеждённым монархистом…
Взятие в 1799 году крепости Корфу стало славной страницей летописи Российского флота, это неоспоримо. Однако стремление историков и писателей «героизировать» нашу историю и преувеличить масштабы побед, привело к появлению целого ряда мифов и легенд. Перечислим некоторые из них.
1. Вопреки расхожему мнению, сложившемуся прежде всего благодаря художественному фильму «Корабли штурмуют бастионы», эскадра адмирала Ушакова на самом деле бастионы не штурмовала. Корабли вели огонь не по крепости Корфу, а по наспех сооружённым и практически незащищённым батареям острова Видо. По Старой крепости с моря было сделано всего несколько символических выстрелов. Подставлять корабли под многочисленную береговую артиллерию мощнейшей цитадели со стороны Ушакова было бы просто безумием.
2. Остров Видо часто называют «ключом от Корфу», и его падение якобы решило участь крепости. В действительности же захват Видо никакой угрозы для крепостей - ни Старой, ни Новой - не представлял. Планируя штурм Видо, Ушаков прежде всего рассчитывал поставить под удар укрывшиеся на рейде французские корабли и исключить возможность снабжения французского гарнизона по морю. Что и было блестяще выполнено.
3. Штурма крепости Корфу как такового не было вообще. Русско-турецко-албанский десант взял с боем только остров Видо и передовые укрепления Новой крепости. Штурм цитаделей обеих крепостей (именно они считались неприступными) привёл бы к огромным потерям, которых, к счастью, удалось избежать.
4. Главная причина преждевременной сдачи Корфу французами заключается в их явном нежелании воевать. И это вполне объяснимо: после Абукирского сражения остров Корфу как стратегическая база французского флота потерял своё значение, и гарнизон крепости прекрасно понимал, что никто на помощь ему не придёт. Командующий гарнизоном генерал Шабо считал, что его войска в тот момент были нужнее во Франции, чем на далёком острове, и в случае приемлемых условий капитуляции был готов немедленно сдаться. А условия сдачи ему предложили даже почётные: было гарантировано, что весь гарнизон крепости будет перевезён в Анкону или Тулон; офицерам будет разрешено не сдавать личное оружие – если они дадут честное слово не участвовать в боевых действиях этой военной кампании.
Следует заметить, что в эпоху наполеоновских войн французские войска, воевавшие на чужой территории, никогда не стремились сражаться «до последней капли крови» и легко сдавали крепости, иногда вообще без боя (например, Суворову в северной Италии).
5. В отечественной литературе почти всегда говорится о безоговорочной поддержке наших моряков греками. Однако это не совсем так: в 1798-1799 годах противоестественный военный союз России и Турции населением Корфу был воспринят неоднозначно. Часть местных жителей вообще оказалась на стороне французов, полагая, что русские пришли с целью установить здесь турецкое владычество.
6. Что в конечном счёте принесло России взятие Корфу и другие победы Ушакова на Средиземном море? К сожалению, практически ничего. А вот не слишком храброе (мягко говоря) поведение французов, как ни странно, в историческом плане оказалось оправданным. В 1807 году император Александр, сменивший на троне Павла I, заключил с Наполеоном договор, известный как Тильзитский мир. По его условиям Ионические острова, в том числе и Корфу, снова отошли Франции. Получается, что если бы гарнизон генерала Шабо в 1799 году бился насмерть, то жертвы с обеих сторон были бы напрасными.
…
Ныне адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков вполне заслуженно возглавляет рейтинг российских флотоводцев. И является единственным адмиралом, причисленным Русской православной церковью к лику святых.
Однако заслуги адмирала не сразу были оценены потомками. До 1917 года Ушаков как флотоводец был достаточно известен, но в условную «первую пятёрку» он не входил. Во всяком случае, когда в 1860-е годы серии строящихся броненосных фрегатов решили присвоить имена знаменитых адмиралов, то первые корабли назвали в честь Лазарева, Спиридова, Чичагова и Грейга. (Подозреваю, некоторые спросят: а кто такой Чичагов?). До Фёдора Фёдоровича очередь дошла не сразу. И вообще, погибший при Цусиме броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» стал единственным кораблём Российского Императорского флота, названным в честь праведного воина и покорителя Корфу.
А после революции «царских адмиралов» огульно предали анафеме и практически вычеркнули из истории. Поэтому когда в 1944 году в СССР по инициативе наркома Н.Г.Кузнецова были учреждены ордена Ушакова и Нахимова, многие советские моряки пребывали в недоумении. Нахимова они ещё знали – как-никак Синоп, Севастополь… Но за что оказали такую честь Ушакову? Тем более что по статуту орден Ушакова был выше ордена Нахимова…
Политорганам ВМФ пришлось срочно восполнять пробелы в кругозоре личного состава флота. О прославленном адмирале были выпущены специальные листовки, опубликованы статьи. А после войны на экраны страны вышли два художественных фильма – «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Действие второго из них разворачивается вокруг центрального события – штурма крепости Корфу. И вскоре каждому школьнику стало известно не только имя Ушакова, но и название далёкого греческого острова – нынешней Керкиры…
А вот так снимали фильмы в доцифровую эпоху. Изготовить модели кораблей эскадры адмирала Ушакова в таком количестве и с такой степенью детализации – огромный труд!
Предыдущая статья о Корфу здесь. А начало рассказа о средиземноморском круизе на лайнере «MSC Splendida» здесь.
Продолжение следует.