К началу XX века Раушен делил пальму первенства с Кранцем по размерам территории курорта, но однозначно находился в нижней части рейтинга восточно-прусских курортов по росту числа туристов: пока Раушен с трудом переходил отметку в 4 сотни туристов в год, Кранц уже принимал тысячи любителей выездов «на воды». Более того, популярность отдыха в «нижнем мире» у пруда, превосходила морской «верхний». И это выглядело крайне странно, ведь до сих пор курорт так и не пользовался «козырем в рукаве» - прекрасным широким пляжем.
Всё резко меняется после подведения к «нижнему» Раушену железнодорожной ветка из Кёнигсберга: в 1900 году открывается железнодорожная станция «Раушен-Орт» (ныне – «Светлогорск-1»), время путешествия из столицы Восточной Пруссии сокращается с 6 часов на дилижансе до полутора на поезде. Но даже этого показалось мало, поэтому спустя 6 лет построена станция «Раушен-Дюна» (совр. «Светлогорск-2»): железнодорожное полотно причудливо изгибаясь вокруг западной оконечности курорта, подвозило отдыхающих непосредственно на высокий дюнный берег.
Стало понятно, что именно вопрос транспортной доступности был основным фактором, сдерживающим развитие курорта - после открытия двух станций число туристов начало расти стремительно и уже к двадцатым годам XX века Раушен принимал на своих пляжах примерно столько же путешественников, что и Кранц.
Быстро меняется и инфраструктура, в «верхнем» Раушене, на дюне, строятся гостевые дома. Это было очень опасно для пляжа, поэтому вырабатываются строгие правила по этажности и расположению относительно обрыва. В 1901 году на вершине дюны предприниматель Адольф Каэмпф открыл первый курхаус, состоящий из комплекса зданий, представляющих собой облегчённые фахверковые конструкции на кирпичном цоколе с летними галереями. Такие строения давали минимальную нагрузку на дюну и стали эталоном для последующих архитекторов.
Калининградцам этот курхаус известен по располагавшемуся в нём ресторану «Корвет».
В 1903 году создаётся «Общество по благоустройству Раушена», которое продолжает дело озеленения курорта, занимается прокладкой новых прогулочных дорог, а также разрабатывает стандарты для архитекторов, чтобы новые строения не нарушали природную идиллию места.
Жизнь курорта за один миг качнулась от пруда к морю. В 1904 году был проложен первый променад на деревянных сваях, которому присвоили имя графа Кайзерлинга.
В 1908 году его частью стал 75-метровый мол, который вёл в море и не раз разрушался штормами, но так нравился отдыхающим, что его снова и снова отстраивали.
В 1912 году запустили частный фуникулёр (90-метровая наклонная рельсовая дорога), что облегчило доставку курортников к пляжу и обратно; в дополнение к этому спуску в 1930-ые годы оборудовали серпантинные дорожки. В 1920 году были закончены работы по проведению водопровода и канализации.
Вслед за гостевыми домами, Раушен начинает застраиваться виллами. Земля резко возросла в цене, поэтому собственность себе могли позволить только состоятельные кёнигсбержцы, коих, по всей видимости, было много – к началу Первой мировой войны построено около 200 домов. Появлявшиеся новые кварталы приобретали лиричные названия («Волшебный лес» или «Ласточкин парк»). Под «новых раушенцев» подстраивается и курорт, становясь самым дорогим на побережье.
До начала XX века жители Раушена свою потребность в божественных службах вынуждены были реализовывать с помощью кирхи Санкт Лоренца (совр. пос. Сальское), но до неё порой было сложно добраться. После строительства первого курхауса, службы проводились в нём. По мере роста числа жителей, особенно появления состоятельных господ, местных приход инициировал сбор средств на строительство собственного храма.
Деньги собрали быстро. Более того, кёнигсбергский коммерсант Август Хенинг выкупил у муниципалитета и подарил приходу участок земли на холме в живописном районе возле «Волшебного леса». Кирху заложили в 1903 году. Храм в неоготическом стиле с элементами модерна по проекту архитекторов Вихманна и Куккука, освятили в 1907 году.
Архитектор Гуго Геринг безвозмездно создал проект интерьера и передал в дар приходу свое уникальное творение – деревянный резной алтарь. Небольшой, но прекрасного звучания орган был подарен кирхе владельцем мануфактуры по производству стеклянных и фарфоровых изделий Брандштедтером.
В 1908 году всё тот же берлинский архитектор Отто Вальтер Куккук на Прогулочной аллее (ныне ул. Октябрьская) возводит водонапорную башню (высотой 25 метров) и здания морской водолечебницы, тёплой купальни. Комплекс строений в стиле национального романтизма и югендстиля до сих пор является визитной карточкой курорта. Перед главным входом образовалась небольшая площадь, что отводило этому комплексу роль архитектурной доминанты, а на заднем дворе имелась собственная электростанция. На верхних этажах флигеля с купальнями размещались помещения жандармерии и бургомистра.
Купальни были предназначены для тех посетителей курорта, которым было сложно добираться до основного пляжа по крутому спуску, а также для принятия лечебных ванн. Также комплекс стал культурным центром курорта с читальней (где можно было найти свежие выпуски более 40 газет и журналов) и смотровой площадкой под куполом башни.
На период Первой мировой войны гражданская курортная жизнь в Раушене остановилась. Здесь работал военный санаторий для отправленных в отпуск или проходящих лечение офицеров. Военным так понравился курорт, что во времена Третьего рейха Раушен вновь становится местом отдыха офицеров, многие пансионаты в летний период полностью арендуются Вермахтом.
В 1920-ых рядом с кирхой был установлен памятник по погибшим на фронтах войны земляках. Он представлял собой высокий бетонный крест. На одной стороне была выбита эпитафия, с другой стороны – Хризма (монограмма Христа). После Второй мировой войны крест разрушили, сохранилась лишь верхняя часть.
В рассказе о кирхе, мы между делом успели познакомиться с архитектором Хуго Герингом, который занимался оформлением интерьера и алтаря храма. В Раушене этот адепт органической архитектуры отметился ещё и строительством вилл. Одна из этих работ до сих пор является туристическим магнитом уже в Светлогорске. В 1926 году хранитель работ Казимира Малевича и основатель ассоциации берлинских архитекторов «Кольцо» на Штранд-штрассе (совр. ул. Ленина), на засаженной соснами дюне, возвёл здание, которое в народе получило название «Охотничий домик» (внутри хозяин хранил большое количество охотничьих трофеев).
Хуго Геринг использовал сложную каменно-металлическую конструкцию, которая была облицована спилом, что создавало эффект деревянного зодчества. Для завершения образа использованы множественные декоративные деревянные элементы.
Дом проектировался по заказу Карла фон Штренга – бургомистр Раушена с 1925 по 1933 годы. Владелец со своей семьёй проживал в одной части дома, а другая сдавалась в качестве пансионата, который мог принимает единовременно 24 курортника. Сейчас себе это сложно представить, но в те времена власть была ближе к народу и даже пускала в своё жильё путешественников.
Внешне выглядящий сказочно домик стал известен всем детям Советского Союза после выхода в 1977 году музыкальной кинокартины «Про Красную Шапочку», где он был «в роли» Дома Звездочёта.
В 1931 году, благодаря местному пастору Оскару Штоффу, выкупившему землю, своё место для служений получили католики Раушена. Была построена капелла с лиричным названием «Дева Мария – Звезда моря»: здание с элементами фахверка под двухскатной крышей, увенчанной восьмигранной башенкой с часами и шпилем. Любопытно, что возводили её из стройматериалов, которые были получены при демонтаже железнодорожного вокзала «Кранц» в Кёнигсберге.
В 1933 году в свой летний дом в Георгенсвальде (совр. пос. Отрадное) переезжает Герман Брахерт, с этих пор Раушен становится единственной площадкой, где популярный в Германии скульптор мог себя реализовывать. Дело в том, что профессор Кёнигсбергской школы искусств и ремёсел не разделял взгляды нацистов, за что получил запрет на преподавание, а его скульптуры были признаны «дегенеративным искусством».
Как минимум две работы гения стали для Раушена такими же визитными карточками, как и водонапорная башня. В 1938 году на променаде появилась бронзовая скульптура «Нимфа», моделью для которой была семнадцатилетняя Кете Циган. Уже во время Второй мировой войны Брахерт закончил работу над скульптурой «Несущая воду», которую в 1944 году разместили в «Лиственном парке» близ Водонапорной башни.
Штурм Раушена начался 14 апреля 1945 года в 19:00, спустя два часа войска Красной Армии были уже в соседнем Георгенсвальде. Всё началось и закончилось стремительно, но с последствиями для курорта: нарушены системы водоснабжения, связи, электричества, оказалась задета лесная полоса, где горело много немецкой техники.
О том, где прочесть остальные части истории – ниже…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книгах Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Подборка статей «История курорта Светлогорск-Раушен»:
- Часть 1/3: Шелестящий курорт из рыбацкой деревни у озера или поселение двух «миров» с когда-то лучшим пляжем.
- Часть 2/3: Курорт аристократов и офицеров Вермахта, водонапорная башня и кирха в «Волшебном лесу» Куккука и антифашист Брахерт.
- Часть 3/3: «Северный Сочи», «медленный» курорт, который слепил Фролов, страшная авиакатастрофа и 450-летняя липа.