Российский курорт Светлогорск отличается от своего восточно-прусского предшественника Раушена тем, что имеет статус города, а вот в остальном можно найти очень много сходств. Раньше в этой среднехолмистой местности любили отдыхать зажиточные кёнигсбергжцы, а для всех остальных был соседний Кранц (совр. Зеленоградск). В советское время это разделение сохранилось – Светлогорск с первых лет стал ведомственным курортом. Во времена Восточной Пруссии здесь предпочитали отдыхать без суеты, неспешно прогуливаясь и вдыхая прекрасный воздух моря и леса, тоже самое замечено и за российским туристом, поэтому Светлогорск является членом международного движения «Медленный город».
Балтийское побережье Самбии – это прусская колыбель, как немецкие, так и советские археологии находили здесь признаки жизнедеятельности, относящиеся к железному веку. К началу XIII века вдоль всего побережья появилась россыпь небольших рыбацких деревень. Одну из таких, на месте современного Светлогорска, рыцари Тевтонского ордена упоминают в 1258 году (в договоре о разделе земель с епископом) под названием Руземотер (нем. Rusemoter). По утверждению местных краеведов название это имеет прусские корни и переводится как «край погребов». Однако, некоторые немецкие источники дают несколько иное значение. Они уверены, что «ruse» следует трактовать как «котлован» или «вырытая пещера». И действительно рыбацкая деревня находилась в низине, окруженная дюнами и холмами.
В 1458 году 4 гуфа земли в деревне Зассио, Зассау (примерно там, где сейчас находится жилой комплекс «Светлогорск-3») были пожалованы Альбрехту фон Равшену. Примерно с этого момента появляется официальное упоминание названия поселения в форме Раушен (нем. Rauschen), поэтому его часто связывают с именем помещика.
Те, кто не согласен с такой версией этимологии, вспоминают, что в немецком языке есть глагол «rauschen» - «шуметь», «шелестеть», «шуршать». И это весьма точно отражает то, что путешественник встречает на побережье: шум Балтийского моря, шуршание песка, шелест множества деревьев.
С этим вариантом согласен и известный восточно-прусский историк Григоровиус, который позже так напишет о Раушене: «Гора и долина придают этому месту неожиданно чужой, почти шотландский колорит. Ни в Тюрингии, ни в Гарце не увидишь такой пасторально-романтической местности. Особенно восхитителен Раушен в конце дня, когда вечернее благоухание окутывает вершины, и пастух гонит свои стада с гор, или в лунном свете над озером танцует туман. Тут и там бьют из земли ручьи и говорливо устремляются в долину. Туда же, бормоча, спешит мельничный ручей. Шелестят от свежего дуновения верхушки деревьев, издалека доносится, словно глухой звук органа, шум моря. В такие моменты постигаешь, почему это место было названо Раушен».
Мельничный ручей – вот и новый факт о рыбацкой деревне. Ухватившись за него, оставим в стороне этимологию и вернёмся к истории места. Рыцари Тевтонского ордена слегка изменили жизнь поселения. Они перегородили ручей Катценбах, впадающий в озеро, и установили на нём мельницу, самую крупную (имела три жернова) на Замланде, а это значит, что мельничное дело стало важнее даже рыбной ловли. Сам пруд с этих времён зовётся Мюлен-Тайх («Мельничный»), а нам известен как озеро Тихое. Речушка, впадающая в Балтийское море, сейчас именуется Светлогорка.
Шли века, а Раушен так и оставался небольшой деревней у моря. Так к началу XIX века на склоне высокой дюны, нависающей над прудом, стояло 17 фахверковых одноэтажных домов с соломенными крышами.
Природа изменила судьбу Раушена. Путешественники (в основном художники, писатели), начинавшие посещать Балтийское побережье, отмечали, что именно в этом месте простирается самая широкая полоса песчаного берега, поэтому Раушен оказался среди тех деревень, которые в 1813 году доктор Фридрих Христиан Кессель включил в расширенный список поселений, из которых планировалось создать первый курорт на Балтийском побережье.
Как известно, тогда Кессель выбрал Кранц (совр. Зеленоградск), но пока государство работало над «стандартизированным» курортом, жители Восточной Пруссии сами находили «дикие пляжи». В соседнем Нойкурене (совр. Пионерский), отдыхающие стали появляться сразу после открытия официального курортного пионера. Поначалу он был дешёвой альтернативой Кранцу, но вскоре цены поднялись настолько, что проводить здесь время у моря могли себе позволить только аристократы, да и те искали альтернативу. Бережливость – одна из главных черт состоятельных людей, поэтому богатые кёнигсбержцы с семьями стали снимать жилье западнее, в ещё не знающем себе цену Раушене.
Рыбацкую деревню официально признали курортом 24 июля 1820 года. Без сомнения, прекрасным стимулом к развитию являлось посещение в 1840 году Раушена королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV. Он повелел устроить спуски к морю, задуматься над созданием набережной. К этому моменту на курорте уже началась вырубка леса, который требовался для строительства гостевых домов, что могло привести к движению дюны, поэтому король повелел начать озеленение малой дюны молодыми соснами и обязал каждого отдыхающего привозить с собой по одному саженцу.
Первые путешественники приезжали на каретах, привозя с собой всё необходимое имущество. Рыбаки сдавали в аренду свои хижины, сами же переселялись в хлев для скотины. Постепенно курорт разделился на так называемый: «высокий» (у дюны) и «нижний» (у пруда) мир.
Именно в то время Мельничный пруд становится одним из излюбленных туристами мест отдыха. Дамба превращается в прогулочную зону и променад. Здесь устанавливаются скамейки и беседки, высаживаются липы. Пруд становится центром празднеств и развлечений Раушена, днём сдаются лодки для катаний по воде, вечером - дают фейерверк.
В этом же «нижнем мире», восточнее пруда, во второй половине XIX века строят первые гостевые дома и пансионаты, их владельцами были Хоппе, Лидтке, Босин. Почему именно здесь? Учёные уже тогда понимали, что нагрузка на дюну может привести к размытию береговой зоны, ширина которой была гордостью курорта. Нет, позже в верхнем городе появятся и одноэтажные гостевые дома, и курхаусы, но к тому моменту уже дюна будет укреплена растительностью, а строгие правила определят минимальное расстояние до обрыва. В любом случае тогда не было того градостроительного хаоса, который мы наблюдаем сейчас, поэтому никто и не переживал за исчезающую пляжную линию.
Из «нижнего» в «верхний» Раушен можно было попасть только взобравшись на дюну, далее, с помощью деревянных ступенек, спуститься к морю. Изначально на пляже располагались простые деревянные кабинки с соломенными крышами, проход к ним не контролировался, разделения по половому признаку не было, но мораль и духовность отдыхающих преобладали: мужчины покидали пляж, когда девушки поднимали платья, чтобы окунуть ножки в воду.
По мере развития курорта произошло разделение пляжа. Женские купальни появились в том месте, где в советское время проложат монументальную лестницу к морю, заканчивающуюся мозаичными солнечными часами. Мужские купальни располагались западнее, в той части, куда выходит нынешняя канатная дорога. В начале XX века между ними появилась семейная купальня. От гендерного разделения отказались уже в 1920-ых годах.
К концу XIX века Раушен не стал массовым курортом. Более того, сложилась определённая прослойка отдыхающих. По словам упоминаемого выше писателя и историка Фридриха Грегоровиуса, Раушен уже в те времена был курортом «для своих» - его выбирали профессора, деятели науки культуры и искусства, представители высшего чиновничьего круга Кёнигсберга.
Продолжение следует …
О том, где прочесть остальные части истории – ниже…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книгах Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Подборка статей «История курорта Светлогорск-Раушен»:
- Часть 1/3: Шелестящий курорт из рыбацкой деревни у озера или поселение двух «миров» с когда-то лучшим пляжем.
- Часть 2/3: Курорт аристократов и офицеров Вермахта, водонапорная башня и кирха в «Волшебном лесу» Куккука и антифашист Брахерт.
- Часть 3/3: «Северный Сочи», «медленный» курорт, который слепил Фролов, страшная авиакатастрофа и 450-летняя липа.