"Монастырь", 1 сезон, 4 серия (Россия, 2022), "Большая перемена", 1 серия (1972)
"Конгруэнтность" (соответствие, соразмерность) как понятие имеет несколько значений, но я предлагаю сейчас поговорить лишь о конгруэнтности и ее отсутствии в области коммуникации. И еще поделюсь афоризмом, который мне очень нравится.
В широком смысле слова мы можем говорить о конгруэнтности как о таком положении вещей, когда слова человека соответствуют его поступкам. В узком – когда в конкретном акте общения вербальный уровень соответствует невербальному, то есть слова соответствуют языку тела. Если такое соответствие отсутствует, говорят о неконгруэнтности в общении.
Иногда со стороны может лишь показаться, что человек ведет себя неконгруэнтно, в то время как всё, что нужно, у него соответствует тому, чему нужно – просто сторонний наблюдатель не обладает полной информацией для адекватной интерпретации. Яркий пример такой ситуации – отношения Светланы Васильевны и Григория Ганжи в фильме "Большая перемена". На словах, вербально он – ученик, который обращается к учителю по имени отчеству, а невербально он пытается заключить Светлану Васильевну в объятия, что выглядит и неконгруэнтно, и неадекватно. Однако для тех, кто знает подробности их личной жизни, всё встает на свои места.
Я нахожу полезной привычку не спешить с выводами по поводу чьих-то отношений. Если они со стороны кажутся мне неконгруэнтными, возможно, я просто чего-то не знаю, что позволило бы мне лучше понять то, что происходит.
В фильмах неконгруэнтность встречается нечасто. В большинстве случаев актеры пользуются невербальными средствами осознанно, как средством выразительности и способом создания образа, передачи характера или конкретной мысли, состояния. Однако большинство – не все.
В 4-м эпизоде сериала "Монастырь" нам показывают "жаркую и страстную эротическую сцену", в которой Мария в исполнении Насти Ивлевой соблазняет и совращает мальчика Юру (послушника старшего школьного возраста). Не лишним будет отметить, что Мария ранее вела весьма развратную жизнь и успела поучаствовать не в одной вакханалии, где присутствие посторонних людей ее ничуть не смущало. Но на этот раз раскрепощенность Марию подвела.
На протяжении всего любовного эпизода на берегу реки Настя упорно и упрямо, с какой-то маниакальной натянутостью заставляет свою героиню заворачиваться в простынь, прикрывать всё, что можно прикрыть – если не простынью, то рукой. "Какого?!.." – так и хочется спросить. Я, конечно, не ратую за то, чтобы все актрисы брали пример с Асмус, но версия Ивлевой во всяком случае менее правдоподобна. Всё это странно. Вероятно, технически для интимной близости это еще и неудобно. Вот вообще неуместно и неясно, с какой целью это сделано (возможно, это находка режиссера?) и с каких пор кто-то в отечественном кинематографе стесняется грудь показать (привет "Романсу о влюбленных"). В общем, выглядит именно неконгруэнтно.
Чаще всего неконгруэнтность связывают с неискренностью. Однако и здесь я бы с выводами не спешила. Иногда неконгруэнтность является формой психологической защиты или банальной невербальной привычкой.
Я часто работаю с темой неуверенности в себе и по опыту знаю, как часто с таким запросом обращаются люди, про которых никто даже и не догадывается, что они неуверенные. Внешне, на невербальном уровне они демонстрируют уверенностью, а вербально обозначают себя как неуверенных людей (каковыми и являются). Бывает и наоборот: уверенный в себе человек имеет некоторые невербальные привычки (сутулится, барабанит пальцами, ставит ступни вместе и т.д.), из-за которых поначалу его воспринимают как неуверенного и пытаются наладить контакт, исходя из этих данных.
Я не склонна связывать неконгруэнтность исключительно с ложью и неискренностью. За ней могут стоять и другие, более сложные механизмы. Но если человек в отношениях "перманентно неконгруэнтен", и его слова практически всегда расходятся с делом и телом, то, возможно, не нужно мудрить и выискивать сложные причины. Всё ведь на самом деле просто:
"Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым" (Р. Эмерсон).