Найти тему
КиноПсихолог

Почему многие ополчились на Асмус после "Текста"

"Текст" (2019)

Я отношусь к той категории людей, которые, не особо жалуя актерское дарование Александра Петрова, посмотрели фильм исключительно из любопытства к скандальной сцене. Слишком уж много шума было в сети.

На Кристину Асмус посыпались и полились упреки, обвинения в безнравственности и аморальности и, чего уж там, оскорбления. Мол, больше взять нечем, кроме как взять и всё показать. Коллеги, напротив, отзывались о работе актрисы с уважением – некоторые подчеркнули, что Кристина была естественной, а сцена – такой, каким и должно быть "домашнее видео". Глядя на происходящее, возможно, действительно можно воскликнуть "Верю!".

Но достоинства и недостатки фильма или актерской игры – не предмет для разговора на данном канале. Ситуация интересна тем, что демонстрирует типичную модель поведения психологических агрессоров.

"Текст", кадр из фильма.
"Текст", кадр из фильма.

На "Иви", например, фильм сопровождается возрастным цензом 18+. Стало быть, возмущающиеся в принципе были предупреждены о том, что их может ожидать. Многие уже даже точно знали, чего ожидать, ибо что-то слышали, читали, сталкивались со спойлерами. Поэтому делать невинное лицо и говорить о том, что зрительские чувства были оскорблены, как-то неуместно. Да, человек может иметь ожидания, которые при просмотре не оправдаются, однако решение что-то смотреть или не смотреть взрослый человек принимает на свой страх и риск.

Не понравилось или впечатления оказались слишком сильными – зона ответственности зрителя. На этом история, по идее, должна бы закончиться. Но некоторым людям отчего-то очень важно, нужно, просто необходимо перейти к вербальной агрессии, да хотя бы в адрес актера или актрисы. Что движет этими людьми?

"Текст", кадр из фильма.
"Текст", кадр из фильма.

Психология утверждает, что яркую эмоциональную реакцию у человека может вызвать лишь то, что задевает лично его, попадает в какую-то его болевую точку. Если не брать в расчет какие-то индивидуальные моменты, можно сказать, что практически у всех психологических агрессоров есть три такие точки:

1. Повышенный контроль (над собой, над другими, над ситуацией). Этот контроль, превосходящий все разумные пределы, прилично осложняет человеку жизнь. Такой человек не может расслабиться, не может получать от жизни удовольствие, панически боится этот контроль утратить. Свои чувства и настоящие желания агрессор тоже контролирует – он их себе не разрешает, он их подавляет, душит (но некоторые психологи любят говорить, что похороненные эмоции не умирают).

"Текст", кадр из фильма.
"Текст", кадр из фильма.

2. Скрытая (а иногда и открытая) зависть к другим и непринятие каких-то своих черт. Если человек что-то в себе не принимает, он беспрестанно будет это видеть в других людях. Если человек не принимает какие-то свои желания, он непременно будет осуждать за эти желания других людей, тех, которые себе-то как раз всё разрешают и позволяют.

3. Защитные механизмы, боль и высокий уровень ранимости. Из всех психологических ролей в треугольнике Карпмана (Преследователь, Спасатель, Жертва) преследователь, агрессор – роль самая болевая. Как правило, боль скрыта так глубоко, что человек ее искренне не видит и не помнит. Но именно она заставляет человека жить по принципу "лучшая защита – это нападение". Агрессия психологических преследователей в большинстве случаев – это отчаянная защита и бессилие. Агрессия, направленная на "виноватых", помогает выживать.

"Текст", кадр из фильма.
"Текст", кадр из фильма.

Естественно, у каждого, кто накинулся на Асмус, были на то свои резоны. Но, вероятно, большая их часть – это люди, которые хотели бы быть... какими? Более раскованными, страстными, открытыми, уверенными в себе, смелыми, возможно, распутными, иной раз неприличными... Быть может, где-то в глубине души им хотелось бы разрешить себе "оргию" или маленькую "вакханалию", но... воспитание, принципы, мораль не позволяют. А это уже внутриличностный конфликт. А это уже злость, злость на себя. Чтобы с ней справиться, проще всего направить ее на внешний мир, на кого-то другого. Можно предположить, что фильм действительно наступил кому-то на "больную мозоль". А если боль нестерпима, то лучше всего включить психологическую защиту и снова почувствовать власть, контроль, правоту, всю высоту и глубину своих убеждений и моральных принципов. Ну, пусть будут хотя бы моральные принципы, если нельзя разрешить себе того, чего хочется на самом деле.