Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Как устроить бал, чтобы о нем говорил весь Париж

После разделения на квартиры у отеля Ламбер были интересные жильцы: например, Миллисент, герцогиня Сазерленд, британская аристократка, оставившая в саду серию миниатюрных гробниц своих питомцев; Мона Бисмарк, как сегодня сказали бы it-girl, икона светского общества Парижа и Нью-Йорка и до и после войны. Долгое время над галереей Геракла прожила известнейшая актриса Мишель Морган, "в небольших комнатах, перекрашенных в жемчужно-серый цвет, и уехала очень неохотно". Но главной звездой отеля стал Алексис фон Розенберг, третий барон де Реде, молодой наследник австро-венгерской банкирской семьи, прибывший в Париж после войны. Где-то в начале 50-х гг. он поселяется на острове Сен-Луи и начинает понемногу восстанавливать былой блеск отеля, приобретая подходящую мебель, серебро, бронзу и картины. Главной страстью барона была роскошь, причем довоенного образца, если не дореволюционного (1789 г.), недаром одна из его знакомых, писательница Нэнси Митфорд, не без яда назвала его «Помпадур нашего

После разделения на квартиры у отеля Ламбер были интересные жильцы: например, Миллисент, герцогиня Сазерленд, британская аристократка, оставившая в саду серию миниатюрных гробниц своих питомцев; Мона Бисмарк, как сегодня сказали бы it-girl, икона светского общества Парижа и Нью-Йорка и до и после войны.

Wikimedia Commons/Photo: Tangopaso
Wikimedia Commons/Photo: Tangopaso

Долгое время над галереей Геракла прожила известнейшая актриса Мишель Морган, "в небольших комнатах, перекрашенных в жемчужно-серый цвет, и уехала очень неохотно". Но главной звездой отеля стал Алексис фон Розенберг, третий барон де Реде, молодой наследник австро-венгерской банкирской семьи, прибывший в Париж после войны. Где-то в начале 50-х гг. он поселяется на острове Сен-Луи и начинает понемногу восстанавливать былой блеск отеля, приобретая подходящую мебель, серебро, бронзу и картины.

 Mogens Tvede. Портрет барона де Реде в большом салоне отеля Ламбер. 1951
Mogens Tvede. Портрет барона де Реде в большом салоне отеля Ламбер. 1951

Главной страстью барона была роскошь, причем довоенного образца, если не дореволюционного (1789 г.), недаром одна из его знакомых, писательница Нэнси Митфорд, не без яда назвала его «Помпадур нашего времени». The New York Times пишет, что барон любил освещение свечами, срезанные цветы с каплями росы, картофельное пюре с трюфелями и английскую обувь ручной работы.

Кроме заботы об интерьерах, барон заботился и о репутации своей и отеля, поэтому регулярно устраивал обеды, приемы и балы, некоторые из них вошли в историю, например, Bal des Têtes 23 июня 1957 года, гости должны были прийти в необычных головных уборах, которые оценивало жюри во главе с Уоллис Симпсон, герцогиней Виндзорской. Декорации и костюмы для этого бала создавал юный помощник Кристиана Диора по имени Ив Сен-Лоран. И отсюда вытекает первое правило:

1. Нанимать лучших для организации бала

Но этот бал оказался лишь скромным вступлением, увертюрой перед событием, ставшим легендарным не только в Париже, Восточным балом 5 декабря 1969 года.

"Восточный бал в 1969 году был описан как одна из самых фантастических вечеринок двадцатого века и как кульминация моей жизни. Меня часто спрашивают, по какой причине я устраивал его, и я должен сказать, что особой причины не было. Я просто решил устроить бал. Восточный бал сделал меня хорошо известным в Париже",- это слова самого барона.

Постановку мероприятия барон де Реде поручил дуэту самых модных дизайнеров интерьеров: Жану-Франсуа Дегре и Валериану Стакс-Рибару, известных своей склонностью к излишествам и признанием того, что они «редко работали над малобюджетными проектами». Ходили слухи, что бал стоил около миллиона долларов. Колоссальная сумма для 1969 г. и отсюда можно вывести второе правило:

2. Не жалеть средств на бал

А. Серебряков. Двор отеля Ламбер в вечер Восточного бала. Частная коллекция
А. Серебряков. Двор отеля Ламбер в вечер Восточного бала. Частная коллекция

Два белых слона из папье-маше в натуральную величину украшали вход, гостей встречали музыканты, играющие на цитре и танцовщица в бирюзовом сари. На лестнице, ведущей в апартаменты, стояли шестнадцать мужчин, одетых нубийцами, с факелами в руках. На лестничной площадке фигура в черном тюрбане объявляла гостей. Отель Ламбер стал фантазией, восточной сказкой, все вокруг пахло жасмином и миррой.

"Галерея Геракла была заполнена турками, русскими, китайцами и японцами. Тюрбаны и накладные бороды были в изобилии."

Следовательно, следующее правило:

3. Не ограничивать фантазию устроителей бала

И еще одно.

4. Приглашать на бал только избранных

Бал начался в 10 часов и продолжался примерно до 5 утра. Всего было около 400 гостей, говорят, что те, кто не получил приглашение были сильно и долго расстроены. Королева Дании, Брижит Бардо, Сальвадор Дали, Лайза Минелли, Сергей Лифарь, близкие друзья барона Мари-Элен и Ги де Ротшильд, Оскар де ля Рента, Элен Роша, Эсте Лаудер с мужем, у которого весь вечер чесались его китайские накладные усы, и еще принцы, герцоги, князья, миллионеры и светские люди.

Одна гостья выбрала костюм пагоды, металлический каркас которой не позволял ей сесть и вообще сильно ограничивал движения (та самая пагода на картинке вверху и еще несколько костюмов). Ее доставили на бал в открытом кузове грузовика. Хозяин вечера в мемуарах сказал, что ее желание произвести впечатление лишило ее возможности получить удовольствие от праздника. Его же костюм представлял принца из династии Великих Моголов, созданный по эскизам Пьера Кардена (см. 1 правило). Как видим, "восток" на этом балу трактовался достаточно широко.

Барон де Реде
Барон де Реде

Прессу на событие не допустили, было отказано даже Vogue. Остались фотографии специально приглашенного фотографа, а художник Александр Серебряков (сын Зинаиды Серебряковой) отвечал за план расстановки столов и сделал серию акварелей, целый альбом, переплетенный в красную кожу, украшенный золотом и изумрудами. Он был продан на аукционе и кто его купил мне неизвестно.

Фронтиспис альбома
Фронтиспис альбома

В 1975 году семья Чарторыйских, которая все еще владела особняком, объявила о продаже отеля и барон де Реде должен был съехать, но рассказывают, что с его подачи его давняя подруга Мари-Элен де Ротшильд убедила мужа купить отель и барон так и остался в своих апартаментах до самой смерти в 2004 г.

После чего Ротшильд решил продать дом, и собранные жильцами произведения искусства опять оказались на аукционе. А в 2007 году отель приобрел катарский принц. С прошлого года особняком на острове Сен-Луи владеет французский миллиардер Ксавье Ниль и говорят, что он не собирается там жить, а хочет создать некий культурный фонд, поэтому можно надеяться, что когда-нибудь появится возможность попасть в этот уникальный особняк, больше 300 лет, почти без перерыва, остававшийся в частном владении, следовательно, недоступный сторонним любопытствующим, по адресу Анжуйская набережная, д.1.

Начало про отель Ламбер здесь, и про сам остров

И в телеграме другие истории