На остров Сен-Луи (св. Людовика) мы чаще всего попадали по одноименному небольшому пешеходному мосту, которым он связан с островом Сите. Если так пойти, то прямо оказываешься перед самым известным парижским производителем мороженого. Бертийон - семейная марка, основанная в 50 -х годах, продает мороженое только в избранных точках в городе, готовят его на месте, не хотят расширяться, используют сезонные фрукты и не работают в июле и августе, в самые туристические месяцы! Потому как, главная их публика - парижане, а не туристы какие-то. Но туристы все равно стоят в очередях, поскольку мороженое Бертийон есть в каждом путеводителе. И это, пожалуй, самая известная точка на острове, здесь нет достопримечательностей, здесь жили и живут, несколько изолированно, но это и хорошо.
Сен-Луи действительно вызывает «островное» чувство», некоторой оторванности от большой земли, даже если чтобы попасть на него нужно только перейти мост. Это не деревня в городе, хотя такие районы в Париже все еще можно найти, это место, где время течет чуть медленнее, чем на обоих берегах, даже медленнее, чем на древнем Сите, где Нотр-Дам и туристы и куда ходят работать во Дворец правосудия или в Отель-Дье. Здесь тихо, есть маленький сквер. Местные жители пока имеются и им не обязательно все время «выходить в город», все необходимое – всегда под боком. Бакалея, пекарня, винный магазин, устричный бар, который открыли устричные фермеры, сырная и цветочная лавка, рестораны, аптеки, нотариусы, агентство недвижимости, театр. Но нет метро и больниц, мало машин, в ХХ веке и светофоров не было, сегодня - парочка.
Почти целиком остров сохранился в том виде, в каком был отстроен, его очень мало (но болезненно) коснулись преобразования XIX столетия и его же революции. Любопытный факт отмечают все авторы: на Сен-Луи никогда не было «девиц», согрешившей жительнице квартала мужа здесь было не найти, более того, ее скорее всего изгнали бы с острова.
Сен-Луи - инженерное чудо начала XVII в. В этом месте на Сене было 2 естественных острова – Нотр-Дам и Коровий, застроены не были, овец пастись привозили на лодках. И вот 19 апреля 1614 г. Кристоф Мари, до этого уже построивший 2 моста для Генриха IV, представляет королю Людовику III проект по объединению этих двух островов, с устройством мостов, набережных и инфраструктуры. Проект предполагал реализацию в течение 10 лет с финансированием за счет частных инвесторов. В качестве компенсации Мари получает от короля в полную собственность землю этого острова (за исключением улиц), ренту с каждого построенного дома в течение 60 лет и пошлину с двух мостов. Сделка казалась выгодной обеим сторонам.
Мари были предусмотрены городской фонтан, бани и спортивное сооружение, зал для игры в мяч, лавки – мясная, рыбная и готового мяса (rôtisseur), лодки-прачечные,
Первые жители острова обнаружили, что им далековато добираться до церкви и обратились к капитулу Нотр-Дам с просьбой дать разрешение на строительство часовни. Первая была построена в 1623 году, но по причине ограниченности участка была ориентирована на север и юг. Население росло, образовался приход, построили большую церковь, правильно ориентированную, но все равно и сейчас для входа используется боковой фасад, а главный, западный портал не увидеть из-за близко стоящего дома. Хорошо видна только колокольня.
Земельные участки поначалу продавались не очень активно. Первые дома, на дешевых участках в центре острова принадлежали мастерам-каменщикам, пекарям, торговцам деревом, плотникам, слесарям, кровельщикам. Денег не хватало, проект сопровождали скандалы, банкротства, срывы сроков, отстранения и явное недовольство каноников Нотр-Дам, которые заявляли свои права на 2 маленьких островка. Основные работы были окончены в 1643, а десять лет спустя Кристоф Мари умер, не очень богатым человеком, к сожалению. Даже его портрета не нашлось.
Самый большой, «золотой» участок, на восточной стрелке приобрел финансист Клод ле Рагуа, сьер Бретонвийе, происхождение средств которого в Париже вызывало сомнения. Но его дом, строительство которого закончилось в 1640 г.
был построен знаменитым архитектором Жаном Андруэ дю Серсо. Стены комнат были расписаны самым знаменитым художником того времени Симоном Вуэ, а к особняку примыкал великолепный сад.
Имя св. Людовика остров получил только в следующем столетии, а до этого звался Нотр-Дам.
Сад отеля в праздники был открыт для публики, жители квартала могли отсюда любоваться фейерверками. И этот самый первый, самый большой и самый богатый особняк на острове и пал жертвой стройки XIX века, его снесли в 1874 г., чтобы построить мост Сюлли, соединяющий два берега города. Имеющийся сегодня на острове сквер Бари как раз на месте садов отеля Бретонвийе, от отеля остался один павильон.
Кроме этого моста остров с городом соединяют еще 3 - один мост XIX века Луи-Филиппа и 2 моста, запланированные изначально: мост Турнель, где стоит сегодня глядящая на восток скульптура св. Женевьевы, ведет на левый берег, а на правый - мост Мари, получивший имя своего строителя, а вовсе не Марии Медичи или еще какой Марии. В марте 1658 г. случился сильный разлив Сены, были разбиты сваи и две арки этого моста, а на мостах тогда все еще строили дома, погибли пятьдесят пять человек.
Остров имел регулярную планировку, в отличие от других городских кварталов, более обширные участки под застройку, а самое главное - все самые дорогие участки имели вид на реку и их владельцы в своих новых домах могли любоваться речными пейзажами. Говорят, когда Бернини прибыл в Париж, его водили смотреть на прекрасное расположение отеля Бретонвийе.
Сен-Луи становится местом жительства богатых и знаменитых и остается таковым по сей день. А еще писателей, поэтов и художников, открываю серию постов, посвященных лучшему району для жизни в Париже. Следующий рассказ будет об отеле Ламбер, с очень богатой историей, такими же владельцами и с одной выдающейся коллекцией.
И заходите в телеграм, там про очень ценную табакерку